Что нужно знать о налоге на имущество и земельный участок в 2019 году

Треть бюджета нашего государства формируется за счет налоговых платежей и земельный налог составляет немалую долю этих отчислений. Уплата налога на землю является обязанностью каждого гражданина и регулируется 31 Главой Налогового Кодекса РФ.

Несмотря на то, что текст указанного закона содержит исчерпывающую информацию о расчете и уплате земельного налога, не каждый способен понять сухой язык юридических терминов. Поэтому в этой статье мы постараемся изложить его суть в более доступной форме, насколько это возможно, разумеется. Итак, приступим.

Кто обязан платить земельный налог?

В соответствии со ст. 389 НК РФ налогоплательщиками признаются граждане, владеющие земельными участками, расположенными в пределах субъектов РФ, на территории которых введен земельный налог.

К плательщикам также относятся лица, имеющие право бессрочного пользования земельным участком либо право пожизненного наследуемого владения.

Налог на землю не предусмотрен для:

  • Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков, которые заняты музеями-заповедниками, археологическими памятниками, а также другими особо ценными объектами российской и мировой культуры.
  • Земель, принадлежащих лесному фонду.
  • Участков, ограниченных в обороте и занятых государственными водными объектами.
  • Общих земельных участков в составе многоквартирного дома.

Также налоговый кодекс освобождает от уплаты налога граждан, владеющих землей на праве безвозмездного пользования или по договору аренды.

В отношении земельных участков, принадлежащих инвестиционным фондам, налогоплательщиками признаются управляющие компании, уплачивающие налог за счет имущества этих же фондов.

Определение налоговой базы

Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Налоговая база для физических лиц определяется территориальной ИФНС на основе сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества.

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. По заявлению налогоплательщика Росреестр обязан предоставить необходимые сведения в течение пяти дней.

Не забывайте что кадастровая стоимость земельного участка определяется не по чьей-то воле, а в соответствии с земельным законодательством РФ. Поэтому если вы не согласны с оценкой своего имущества, помните о возможности обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же сразу в суд — для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не обязательно.

Особенности при определении налоговой базы земельного налога

Нередки случаи когда земельный участок расположен на пограничной территории и является объектом налогообложения сразу в двух регионах. В таких ситуациях налоговая база определяется по каждому субъекту отдельно и рассчитывается как доля от общей кадастровой стоимости.

Правила изменения налоговой базы в связи с переоценкой кадастровой стоимости:

  • Если при оценке кадастровой стоимости была допущена ошибка, то перерасчет налоговой базы производится за каждый ошибочно рассчитанный ранее налоговый период.
  • В случае корректировки кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии или определению суда, изменения вступают в сил с периода, в котором гражданин обратился за пересмотром кадастровой стоимости.
  • В остальных случаях изменение налоговой базы в текущем налоговом периоде не производится и новая кадастровая стоимость участка будет учтена только в следующем году.

Для владельцев общих земельных участков налоговая база распределяется поровну либо пропорционально доле каждого из них в общей долевой собственности.

Ставки налога на землю для физических лиц

Поскольку земельный налог является местным налогом, ставки для его расчета устанавливаются нормативными актами региональных властей с учетом ограничений, предусмотренных на федеральном уровне. Максимально допустимые ставки указаны в следующей таблице:

Налоговая ставка
Объект налогообложения
0.3% Земли, отведенные для сельскохозяйственного производства, а также участки в населенных пунктах, входящие в состав таких зон при условии использования их по прямому назначению
Земельные участки, занятые жилыми строениями и объектами коммунального хозяйства, а также территории, запланированные под жилищное строительство
Участки земли, предусмотренные для садоводства, огородничества, животноводства и прочего личного подсобного хозяйства
Территории, используемые в целях обеспечения таможенных нужд, обороны и безопасности Российской Федерации
1.5% Прочие объекты налогообложения

Кроме этого, каждый субъект Российской Федерации имеет право снижать налоговую ставку до 0.1%, а также использовать дифференцированный подход в зависимости от назначения, местоположения и категории земельного участка. Если же величина налоговых ставок на местном уровне не определена, земельный налог рассчитывается по максимальным значениям, указанным в предыдущей таблице.

В ситуациях, когда период владения земельным участком составляет менее одного года, при расчёте налога используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев владения к числу календарных месяцев налогового периода.

Для налога на землю налоговым периодом признается календарный год, а значит, для расчёта коэффициента число полных месяцев владения участком делится на 12.

Льготы по уплате земельного налога

По земельному налогу в нашей стране предусмотрены льготы для определенных категорий граждан. Федеральные льготы действуют на всей территории России, а местные – только в пределах отдельных регионов.

Федеральные льготы

Полное освобождение от земельного налога предусмотрены для физических лиц, принадлежащих к малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири. Также земельным налогом не облагаются территории, используемые общинами указанных народов, в целях сохранения их традиционного образа жизни.

Кроме этого, возможность уменьшить налоговую базу на 10 тыс. рублей предусмотрена для следующих категорий налогоплательщиков:

  • Героев России и Советского Союза, кавалеров ордена славы.
  • Инвалидов и ветеранов боевых действий, в том числе принимавших участие в Великой Отечественной войне.
  • Инвалидов с детства, а также лиц с приобретенной инвалидностью 1 и 2 групп.
  • Граждан, получивших радиоактивное облучение во время катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», а также вследствие ядерных испытаний в Семипалатинске.
  • Физических лиц, состоявших в рядах особых подразделений, которые в условиях повышенного риска принимали участие в испытаниях ядерного оружия и ликвидации последствий использования ядерных установок на военных объектах.
  • Лиц, получивших лучевую болезнь или инвалидность в результате учений, испытаний или других работ, связанных со всевозможными видами ядерных установок, включая космическую технику и ядерное оружие.

Местные льготы

На региональном уровне льготы по земельному налогу устанавливаются правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Этими документами субъекты Российской Федерации регламентируют основания и порядок применения льгот для отдельных категорий граждан.

Например, федеральными законами льготы пенсионерам не предусмотрены, однако местные власти имеют право установить собственный перечень льготников. Поэтому в большинстве регионов существуют льготы для малообеспеченных, пенсионеров и многодетных семей.

Примеры региональных льгот приведены в следующей таблице.

Субъект РФ
Льгота
Условия предоставления
Московская область 50-100% Для малообеспеченных граждан с доходом ниже двукратной величины прожиточного минимума
Ленинградская область Налоговая база уменьшается на сумму, не облагаемую налогом — до 100 000 рублей Одиноким пенсионерам по возрасту или инвалидности
Свердловская область До 100% Не работающим пенсионерам
Санкт-Петербург 100% Для одного земельного участка, расположенного на территории региона, площадью не более 2500 квадратных метров
Ростовская область До 100% Пенсионерам по возрасту

Более подробную информацию о льготах  в конкретном регионе можно узнать в разделе справочной информации на сайте налоговой службы.

Граждане, попадающие в категорию льготников, должны самостоятельно заявить о своем праве в налоговый орган по месту расположения земельного участка. Порядок и сроки предоставления подтверждающих документов устанавливается нормативными правовыми актами каждого региона, но не позднее 1 февраля следующего за налоговым периодом года.

На практике процесс получения льготы по земельному налогу реализуется посредством подачи заявления в налоговый орган с приложением подтверждающих документов. Актуальную форму заявления по льготам можно скачать по этой ссылке.

Что делать если право на льготу возникает или прекращается в середине года?

В этом случае налог рассчитывается с учетом коэффициента, который определяется путем деления количества полных месяцев отсутствия льготы на общее число месяцев в налоговом периоде.

Налоговое уведомление из ФНС

Уплата земельного налога физическими лицами производится ежегодно на основании налогового уведомления, в котором содержатся сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, исчисленной сумме и сроках уплаты налога. Уведомление направляется налоговым органом в адрес плательщика не позднее 30 суток до срока наступления очередного платежа.

Что делать если письмо с уведомлением не пришло в указанные сроки? В таких случаях налоговики рекомендуют получить уведомление лично, обратившись в инспекцию по месту нахождения земельного участка.

При обнаружении в налоговом уведомлении ошибок или некорректных данных, прямо или косвенно влияющих на сумму исчисленного налога, гражданин может воспользоваться формой заявления для обратной связи, высылаемой ему вместе с уведомлением.

Для осуществления оперативной сверки и корректировки данных налогового уведомления, ФНС рекомендует использовать возможности личного кабинета налогоплательщика на официальном сайте службы.

Расчёт размера налога на землю

Сумма налога на землю определяется по итогам календарного года как установленный правовыми актами процент от налоговой базы с соответствующими корректировками.

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв, где

Кст – кадастровая стоимость земельного участка;

Д – доля собственности;

Ст – налоговая ставка;

Кв – коэффициент владения участком земли.

Отдельно нужно сказать о повышающих коэффициентах, предусмотренных для земельных участков, приобретенных с целью жилищного строительства.

Коэффициент
Когда применяется
Условия возврата налога
2 В течение 3 лет с момента регистрации прав на земельный участок Государственная регистрация построенного объекта недвижимости до истечения 3 лет с момента покупки земли
4 После истечения трехлетнего срока со дня регистрации земельного участка и до момента оформления прав на построенный объект Возврат налога не предусмотрен

Другими словами, если объект строительства будет зарегистрирован в течение 3 лет после покупки земли, излишне уплаченный налог будет возмещен или зачтен в счет оплаты будущих периодов.

Обратите внимание, что повышающие коэффициенты не касаются индивидуального жилищного строительства.

Пример расчета земельного налога

Ветеран Великой Отечественной войны Григорий Петрович приобрел в собственность половину земельного участка и зарегистрировал его 12 апреля 2016 года. Кадастровая стоимость земельного участка — 12570640 р. Область использования земли ограничена ведением личного подсобного хозяйства и облагается налогом по ставке 0,1%.

Определяем коэффициент владения:

Кв = 9 мес. / 12 мес. = 0,75

Григорий Петрович как ветеран ВОВ имеет право уменьшить налоговую базу на размер льготы — 10000 рублей.

Подставляем имеющиеся данные в формулу расчета налога:

Земельный налог за 2016 год = (12570640 р. x ½ — 10000 р.) x 0,1% x 0,75 = 4706,49 р.

Земельный налог за 2017 год = (12570640 р. x ½ — 10000 р.) x 0,1% = 6275,35 р.

Сроки уплаты налогов

Точные сроки уплаты земельного налога устанавливаются региональными властями, но не позднее 1 декабря следующего за налоговым периодом года.

Крайний срок уплаты налога на землю в 2019 году – это 31 ноября 2019 г.

Оплатить земельный налог можно в любом финансово-кредитном учреждении, но проще всего воспользоваться нашим онлайн-сервисом.

Вопросы и ответы по земельному налогу

1. Как узнать ставку налога конкретно для моего земельного участка?

В первую очередь действующая ставка должна быть указана в налоговом уведомлении. Кроме этого, вы можете воспользоваться специальным онлайн-сервисом на сайте ФНС. Там же можно ознакомиться с документом, устанавливающим порядок расчета и уплаты налога в вашем регионе.

2. Могу ли я досрочно исполнить свои обязанности по уплате земельного налога?

Да, вы можете оплатить налог, не дожидаясь уведомления. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение налоговой инспекции по месту расположения земельного участка. С собой необходимо иметь гражданский паспорт и документы, подтверждающие наличие права на землю.

3. Имеют ли право налоговики требовать справку о кадастровой стоимости участка земли?

Нет, не имеют. Налоговая служба не может предъявлять дополнительных требований к налогоплательщику и обязана самостоятельно исчислить сумму налога.

4. Когда прекращается обязанность по уплате налога при отчуждении земельного участка?

Согласно статье 388 НК РФ налог на землю уплачивают физические лица, имеющие земельные участки в собственности, в бессрочном пользовании либо пожизненном наследуемом владении. В соответствии с действующими российскими законами отказ лица от принадлежащего ему земельного участка не приводит к прекращению соответствующего права.

В 1-ом пункте 131-ой статьи ГК РФ прописано, что право собственности на недвижимость, а также его возникновение, ограничение, переход и прекращение подлежит обязательной государственной регистрации. В качестве официальной даты регистрации подобных прав установлен день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Учитывая вышеизложенное, гражданин остается плательщиком земельного налога до момента перерегистрации права на земельный участок.

5. Какие правоустанавливающие документы служат основанием для признания гражданина плательщиком налога на землю?

Наличие права на земельный участок подтверждается Свидетельством о гос. регистрации. Выдача таких документов производится уполномоченными органами Федеральной регистрационной службы. Если участок зарегистрирован до 31.01.1998 года, лицо признается налогоплательщиком на основании документов, бывших в обращении до обозначенной даты. Переоформлять бумаги старого образца не требуется.

6. Существуют ли какие-либо ограничения по срокам перерасчета земельного налога?

Перерасчет начисленной физическим лицам суммы налога возможен не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих моменту направления корректирующего налогового уведомления.

7. Нужно ли делать перерасчет суммы налога за прошлые налоговые периоды в случае исправления технической ошибки, повлекшей за собой изменение кадастровой стоимости участка?

Согласно 1-му пункту 391-ой статьи Налогового кодекса Российской федерации при изменении кадастровой стоимости земли вследствие исправления технических ошибок перерасчет земельного налога осуществляется с периода, в котором была ошибочно определена налоговая база. Следовательно перерасчет за предыдущие налоговые периоды производить нужно.

8. Как начисляются пени за несвоевременную уплату земельного налога?

Порядок начисления пени за неуплату будет зависеть от даты получения налогового уведомления. Если налоговая инспекция направила уведомление в установленные законом сроки (за 30 дней до крайней даты уплаты), а налогоплательщик получил его в эти же сроки, то пени начисляются со дня, следующего за крайней датой уплаты налога.

Если же налоговое уведомление получено плательщиком в более поздние сроки, исключающие возможность своевременного исполнения обязанности, гражданин имеет право уплатить налог в течение месяца со дня получения уведомления, а начисление пеней соответственно начинается по истечении этого срока.

9. Чем грозит неуплата земельного налога?

Согласно российскому законодательству налогоплательщик несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей. В соответствии со 122-ой статьей Налогового кодекса Российской Федерации неуплата начисленных налогов и сборов, а также неполная их уплата наказываются штрафом в размере 20% от недоимки.

В соответствии с действующим законодательством все граждане, которые владеют какой-либо недвижимостью на территории России, должны в обязательном порядке оплачивать с нее определенный налог.

Данный налог устанавливается не только на недвижимость, но еще и на различное имущество, в связи с чем многие граждане в принципе не знают о том, как его выплачивать и в какой сумме.

Именно поэтому стоит разобраться в том, что представляет собой налог на имущество и земельный участок, и в каких случаях нужно его платить.

Законодательное регулирование

Действующее законодательство регламентирует выплату данного сбора в главах 30 и 32 Налогового кодекса. Первая регулирует данный налог, выплачиваемый юридическими лицами, в то время как вторая – физическими.

Ранее платежи за имущество физических лиц вносились в соответствии с отдельным специализированным законом №2003-1, выпущенным 9 декабря 1991 года.

На сегодняшний день этот нормативный акт уже потерял свою законную силу, в связи с чем гражданам следует руководствоваться нормами Налогового кодекса, а также различными подзаконными актами, которые регулярно принимаются законодателями.

Разъяснение МинФина РФ

Министерство финансов выпустило официальное письмо, в котором уточнило, какие налоги устанавливаются на земельные участки, находящиеся под постройками различных юридических лиц. В первую очередь, данное письмо включает в себя указания касательно того, что в соответствии с нормами статьи 38 Налогового кодекса у каждого налога присутствует самостоятельный объект обложения.

Статья 38. Объект налогообложения

В статье 374 данного кодекса говорится о том, что земельные участки, а также прочие объекты природопользования, включая всевозможные водные или какие-либо другие природные ресурсы, не представляют собой официально объекты налогообложения, в то время как в статье 389 указывается, что объектами обложения по земельному налогу являются земельные участки, находящиеся на территории определенного муниципального образования, где действует этот сбор.

Статья 389. Объект налогообложения

Учитывая, что земельные участки не входят в перечень объектов обложения по налогу на имущество, так как подлежат обложению отдельным самостоятельным налогом, нормы, указанные в этих двух статьях, не противоречат друг другу.

Определение понятий

Плательщиками данного сбора выступают лица, распоряжающиеся определенным земельным участком на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или же постоянного пользования.

Сам по себе данный сбор относится к категории местных, в связи с чем его введение или же прекращение действия основывается исключительно на тех нормативно-правовых актах, которые действуют на территории определенного региона.

Таким образом, перечень ключевых положений об этом налогеприсутствует в Налоговом кодексе, в то время как конкретные нормы уже регулируются различными местными актами.

Земельный налог оплачивается только один раз в год. Его расчет осуществляется в соответствии с кадастровой стоимостью участка, которая в данном случае представляет собой налоговую базу.

Конкретные ставки устанавливаются в соответствии с нормами местного законодательства, но при этом в любом случае федеральными законами устанавливаются определенные пределы, которые не могут быть превышены.

Что облагается

Налог на имущество российских компаний предусматривает необходимость внесения соответствующей выплаты за различное движимое или недвижимое имущество, которое:

  • в пользовании;
  • во временном распоряжении;
  • в постоянном распоряжении;
  • в доверительном управлении;
  • является частью совместной деятельности;
  • было получено на основании концессионного соглашения;
  • учитывается на балансе как объект основных средств в бухгалтерском учете.

Ранее данный перечень был более широким, так как налог распространялся на всевозможные материалы, нематериальные активы и прочие средства, но в дальнейшем было принято решение сократить перечень объектов, но в то же время повысить имеющуюся ставку.

Перечень объектов, за которые указанный налог оплачивается гражданами, перечислен в статье 401 Налогового кодекса и включает в себя следующее имущество:

  • жилой дом;
  • комната или квартира;
  • гараж или же индивидуальное место под автомобиль в гараже;
  • недвижимость, возведенная в виде единого комплекса;
  • объект, строительство которого не было закончено;
  • какие-либо другие объекты недвижимости.

Статья 401. Объект налогообложения

Налог уплачивается даже в том случае, если у человека есть только доля в праве собственности на указанное имущество.

Также важно принимать во внимание и тот факт, что в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс на протяжении 2019 года, нежилые здания получили такой же юридический статус, как и жилые, в связи с чем за них также выплачивается соответствующая сумма сбора.

Однако в этой ситуации граждане уже могут рассчитывать на получение соответствующих льгот, и 50 м2 площади данного строения не будут включаться в налогооблагаемую базу. Для получения этой льготы в территориальное отделение Налоговой службы отправляется соответствующее уведомление.

Кто должен платить

Плательщиками налога, который распространяется на различное имущество, находящееся в собственности юридических лиц, являются любые российские компании, имеющие собственное имущество, вне зависимости от их формы образования. При этом стоит отметить, что недвижимость, принадлежащая частным предпринимателям, облагается данным платежом частично.

Данное правило распространяется на имущество физических лиц, образовавшееся в процессе раздела или проведения каких-либо других действий, после которых появился новый объект недвижимости. Касательно того имущества, которое используется предпринимателями для ведения коммерческой деятельности, оплата имущественного налога не будет предусматриваться, так как они являются физическими лицами.

Оплата данного сбора гражданами осуществляется только в том случае, если в их распоряжении есть какие-либо объекты недвижимости, которые подлежат данному налогу, и если они не имеют соответствующих льгот, которые могли бы освободить от необходимости данной выплаты. При этом вносят данную выплату как граждане России, так и лица, имеющие иностранное гражданство или не имеющие его вовсе.

Помимо этого, обязанность по оплате рассматриваемого налога в обязательном порядке возлагается на несовершеннолетних граждан, имеющих в своей собственности соответствующую недвижимость. При этом по факту оплата осуществляется со стороны законных представителей несовершеннолетних граждан.

Размеры налога на имущество и земельный участок

Наличие в собственности какого-либо имущества говорит о том, что человек имеет право распоряжаться им полностью на свое усмотрение, а также оплачивать данное право государственным органам. Именно это и представляет собой основная суть налога на имущество.

Выплата данного сбора юридическими лицами регулируется в соответствии с нормами, указанными в статье 30 Налогового кодекса. Сбор осуществляется на региональном уровне, причем компаниям нужно оплачивать его в полном объеме, в то время как частные предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения, имеют право вносить выплату частично.

Практически любое имущество, находящееся в собственности предприятия, облагается указанным налогом, и единственным исключением в данном случае являются всевозможные водоемы, важные культурные памятники и другие аналогичные объекты.

Сумма налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости указанного имущества. Точный размер сбора устанавливается в соответствии с нормами регионального законодательства, но в любом случае не может превышать 2.2%.

На протяжении года компания делает несколько взносов по указанному сбору, а по окончанию периода полностью оплачивает рассчитанную сумму. При этом, если платежи не будут вноситься в установленные сроки, помимо основной их суммы, дополнительно будут начисляться соответствующие пени.

Порядок, в котором осуществляется взыскание налогов с физических лиц, прописан в статье 32 Налогового кодекса. Гражданин, у которого в собственности находится гараж, комната, квартира или какие-либо другие помещения, должен оплачивать соответствующую сумму за каждое из них.

Общая стоимость имущества, расположенного на территории определенного региона, используется в качестве основы для расчета суммы налога, но в любом случае органами местного самоуправления сумма выплаты не может устанавливаться больше, чем 2% от стоимости недвижимости.

Есть ли льготные категории

Законом устанавливаются определенные категории граждан, которым в принципе не обязательно оплачивать налог на имущество, и в частности, это касается:

  • героев России и СССР;
  • граждан, награжденных орденом Славы;
  • инвалидов второй или первой группы;
  • участников Великой Отечественной войны;
  • граждан, пострадавших в результате ЧАЭС и имеющих право на получение социальной поддержки;
  • военнослужащие или лица, уволенные с военной службы в связи с возрастом;
  • пенсионеры;
  • прочие категории.

Также отдельное внимание стоит уделить малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири, которые также освобождаются от уплаты налогов за использование земли в целях сохранения и последующего развития местных промыслов, ведения традиционного образа жизни или какого-либо хозяйства.

В то же время пенсионеры изначально отсутствуют в перечне льготных категорий, и привилегии, связанные с отсутствием необходимости во внесении выплат за использование земельных участков и другой недвижимости, могут устанавливаться только в региональном законодательстве.

Порядок уплаты и подача декларации

Налоговые органы полностью самостоятельно рассчитывают сумму налога, которая должна быть оплачена физическим лицом. Информация, на основании которой осуществляется расчет, налоговыми службами получается из органов, занимающихся ведением кадастрового учета и государственной регистрацией прав.

После того, как точная сумма налога будет рассчитана, уполномоченные сотрудники налоговых органов должны будут отправить плательщикам соответствующее уведомление с указанием точной суммы выплаты. Направление уведомления предусматривается не более, чем за три полных налоговых периода, которые предшествуют текущему календарному году.

Таким образом, если человек не получает соответствующее уведомление, то в таком случае взыскание земельного налога с него будет осуществляться не более, чем за последние три года, но в случае игнорирования поступающих направлений взыскание сбора осуществляется за любой промежуток времени. В то же время частным предпринимателям и юридическим лицам нужно самостоятельно рассчитывать точную сумму налога.

Налог имущество оплачивается один раз в год на основании инвентаризационной стоимости имущества. Органы, занимающиеся ведением кадастрового учета и государственной регистрацией прав, до 1 марта отправляют в налоговый орган информацию, которая требуется для расчета точной суммы налога.

В преимущественном большинстве случаев ставки налогообложения определяются представительными органами местного самоуправления, но при этом они в любом случае не будут выше тех, которые прописаны в действующем законодательстве.

Расчет точной суммы осуществляется налоговыми органами, которые должны до 1 августа каждого года отправить соответствующие налоговые уведомления. Налог оплачивается равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Итак, давайте разберемся за что придется платить налог, а за что нет.

Обновление: В конце статьи официальные разъяснения Федеральной налоговой службы!

По новому закону, любая постройка, которая будет у вас на участке, будет облагаться налогом. Суммы эти будут разные и узнать сколько вам нужно будет за них платить, вы можете узнать после того, как ее зарегистрируете.

Исключение в данном плане, составляют только пенсионеры, так как у них один дом в котором они живут, не будет облагаться налогом, плюс еще одно любое строение, общая площать которого, не должна превышать 50 квадратных метров общей полщади.

Ну а все остальные сооружения у пенсионера кроме этих двух, так же будут облагаться налогом, как и у всех обычных лиц которые являются гражданами РФ.

По закону в 2019 году все граждане РФ, которые на своем участке имеют капитальные (с фундаментом) постройки нежилого типа должны платить налог.

Им облагаются такие постройки, как беседка (постоянная с фундаментом и имеющая приличные габариты), гаражи, летние кухни, сараи.

Что касается теплиц, легких переносных беседок, туалетов без фундамента — такие постройки не облагаются налогом. Так как сегодня они у вас есть — а завтра вы их снесли.

Также не стоит забывать о регистрации собственности. Как и гаражей ранее. После чего вы будете оплачивать выставленный налог. Исключением являются лишь пенсионеры, которые имеют льготы. И в данном случае, если у них есть одно капитальное строение — они не будут платить за него. А вот за все остальное — придется, тот же погреб с фундаментом и капитальной застройкой.

Разъяснения ФНС России «О налоге на имущество физических лиц в отношении хозяйственных построек»

Не каждая хозяйственная постройка облагается налогом.

Согласно разъяснениям Минфина России для исчисления налога на имущество физлиц к хозпостройкам относятся объекты недвижимости на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Речь идет о хозяйственных, бытовых строениях, сооружениях вспомогательного использования и аналогичных объектах. Дома, жилые строения и гаражи не являются хозпостройками.

Если площадь такой постройки не более 50 кв.м, то налог с нее не взимается, при условии, что ее собственник обратился в налоговый орган за предоставлением соответствующей налоговой льготы.

При этом льгота применяется только для одной хозпостройки (независимо от ее расположения в пределах страны), не используемой в предпринимательской деятельности.

Представительные органы муниципальных образований имеют полномочия расширить условия применения льготы (например, в отношении неограниченного числа хозпостроек в пределах муниципального образования или на хозпостройки площадью более 50 кв.м). Ознакомиться с перечнем налоговых льгот можно в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Хозпостройки, не попадающие под действие льгот, в т.ч. площадью более 50 кв.м, облагаются налогом в общем порядке на основании поступившей в налоговые органы информации о зарегистрированных правах физлиц на такие объекты (в т.ч. сведений из органов Росреестра, от нотариусов при оформлении прав на наследство).

Постройки, которые не регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости (теплицы, хозблоки, навесы, некапитальные строения, временные сезонные сооружения и т.п.), не являются объектом налогообложения.

В ГрК РФ уточнили, что относится к капитальным и некапитальным строениям

С 4 августа изменилось понятие капитального строения и сооружения. Теперь прямо указано, что к таким объектам не относятся неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Поправка вполне в духе судебной практики, которая не признает объектом недвижимости бетонные площадки или замощения, не отвечающие признакам сооружения. При этом суды в последнее время не отождествляют понятия «объект капитального строительства» и «объект недвижимости».

Кроме того, в ГрК РФ появилось понятие некапитальных строений и сооружений. К ним относятся строения и сооружения (в том числе киоски, навесы и т.п.), которые не имеют прочной связи с землей. Конструктивные характеристики этих объектов позволяют перемещать, демонтировать, собирать их без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.

Также внесены и другие изменения, например в части градостроительного зонирования, оптимизации требований к проектной документации. Установлены зоны с особыми условиями использования территории, введены и многие другие новшества.

Документ: Федеральный закон от 03.08.2019 N 342-ФЗ (рассмотренные положения вступили в силу 4 августа 2019 года)

Налог на недвижимость: что нужно знать

Одним из основных налогов, который платят почти все граждане России, является налог на недвижимость. И в 2017 году в алгоритм расчета такого налога были внесены коррективы: отныне для расчета используется не инвентаризационная стоимость объекта, как было ранее, а исключительно кадастровая стоимость.

Главный минус поправки: кадастровая стоимость всегда выше инвентаризационной, следовательно, налог физические лица с 2017 года начнут платить больший, чем до этого.

При этом кадастровая стоимость не является константой. По законодательству один раз в пять лет данный показатель должен быть откорректирован, и соответствовать тенденциям рынка. Правда, точного алгоритма того, как рассчитывается кадастровая стоимость, нет. Это субъективный показатель, который зависит от мнения оценщика и тех методов, которые он использует. Иногда рыночная стоимость объекта намного меньше кадастровой, а субъекту все равно придеться платить по той стоимости, которая определена специалистом.

Правда, есть и хорошая новость. Те, кто принимали такие поправки, поняли, что такие новшества очень ударят по кошельку обычных граждан, поэтому решили поэтапно реформировать систему. На 2019 год ставка налога на квартиру установлена на уровне 0,1% от кадастровой стоимости.

Также следует знать, что на государственном уровне установлены некие льготы, которые позволяют уменьшить базу для расчета налога.

Законодательно налог на недвижимость можно не платить, если:

  • Комната не превышает 10 кв. метров;
  • Квартира не превышает 20 кв. метров;
  • Дом индивидуального типа – 50 кв. метров.

Если площадь жилого объекта больше, то тогда необходимо рассчитать налог с разницы между фактической площадью объекта и тем нормативом, который освобожден от налога.

Для того, чтобы более подробно понять алгоритм расчета, рассмотрим пример.

Пример: есть двухкомнатная квартира площадью 50 кв. метров. Кадастровая стоимость данного объекта составляет 1 миллион рублей. Каков будет налог на недвижимость?

Расчет:

  1. Определяем величину одного квадратного метра жилья: 1000000/50 = 20000 рублей;
  2. Определяем площадь, которая подлежит налогообложению: 50 – 20 = 30 кв. метров;
  3. Определяем налогооблагаемую базу для расчета налога: 30 * 20000 = 600000 рублей;
  4. Рассчитываем налог на недвижимость по ставке 0,1%: 600000*0,1/100 = 600 рублей.

На первый взгляд может показаться, что сумма небольшая. Но если учесть, что это налог только с одного объекта жилой недвижимости, а, как правило, в семье может быть еще и гараж, и дача, с которых необходимо также платить налог, то выйдет приличная сумма.

Льготы на оплату налога на недвижимое имущество

Ввиду того, что налоговое бремя не всем налогоплательщикам по плечу, государство разработало целую систему льгот, позволяющих не платить данный налог. Следует отметить, что региональным властям предоставлены полномочия расширить перечень тех субъектов, которые могут по федеральному закону получать скидку или полностью освобождаться от сбора. Информацию необходимо уточнять в региональных представительствах ФНС.

Полностью освобождены от уплаты налога на недвижимость следующие категории граждан:

  • Инвалиды с детства;
  • Инвалиды 1-й и 2-й группы;
  • Военнослужащие и их семьи;
  • Ликвидаторы ЧАЭС, ликвидаторы других чрезвычайных событий, участники испытаний на полигоне в к. Семипалатинск и т.д.;
  • Пенсионеры (освобождены в 2019)

Обращаем внимание: перечень представленных льгот не распространяется на те объекты, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей.

Важная и актуальная информация: в 2019 году в ФНС не нужно подавать документы, которые подтверждают право на получение льготы по налогу. Достаточно подать только заявление.

Изменения в налогообложении имущества граждан РФ

В 2019 году вступили в силу некие изменения, касающиеся процедуры уплаты имущественного налога обычными гражданами. И далее ознакомим читателя с наиболее актуальными поправками.

Изменения относительно имущественного налога в 2019 году:

  1. Упрощена процедура оформления имущественного вычета. Начиная с текущего года любое физическое лицо для получения вычета по земельному, имущественному и транспортному налогу не обязано предоставлять в территориальный орган ФНС документы, подтверждающие право на такую льготу. Представитель ФНС вправе требовать только заявление на получение льготы, вот и все. Остальные документы могут быть представлены исключительно по желанию налогоплательщика.

Отказать в праве оформить имущественный вычет, представитель налоговых органов не имеет права. Он должен самостоятельно запросить всю необходимую информацию в нужных организациях и уже на основании полученных сведений осуществить перерасчет.

Правда, если сотрудник налоговой службы не сможет получить сведения от соответствующих органов, он должен в течение трех дней направить заявителю информацию о данном факте. И только после этого налогоплательщик должен представить запрашиваемые документы.

Кроме того, теперь направлять такие документы можно с помощью личного кабинета на сайте Госуслуг, с помощью МФЦ или непосредственного посещения налоговых органов. Допустимо все документы направлять по почте.

  1. Действует налоговый вычет по земельному налогу, который предоставляется в размере 600 квадратных метров. Это говорит о том, что если в соответствии с кадастровым паспортом земельный участок не превышает данного размера, то налогоплательщик может не платить земельный налог. Если же участок более установленного размера, то тогда оплатить земельный налог необходимо;

Данная льгота применяется с 2017 года, то есть получить ее впервые можно именно в 2019 году. Для этого необходимо было до июля текущего года направить в ФНС уведомление о том, к какому земельному участку необходимо применить данную льготу (актуально, если в собственности несколько земельных участков).

Если же в собственности всего лишь один земельный участок, то льгота будет применена автоматически;

  1. Есть изменения в расчете транспортного налога для обычных граждан. В частности, изменения коснулись принципа применения повышающего коэффициента для расчета налога. Главное изменение – повышающие коэффициенты, такие как 1,3, 1,5 отныне не используются для транспортных средств физических лиц. Теперь остался только один повышающий коэффициент – 1,1. Он используется тогда, когда стоимость автомобиля превышает 3 миллиона рублей, но не превышает 5 миллионов рублей;
  2. В 2019 году отменено право плательщиков единого сельскохозяйственного налога применять налоговые льготы при оплате такого сбора.

Это самые главные и актуальные изменения в отношении имущественного налога, которые были введены в текущем году. Также с начала года вновь был введен налог на движимое имущество. О нем пойдет речь далее.

Движимое имущество: платить налог или нет?

В 2019 году произошли некие изменения касательно налога на имущество, которые коснулись в большей степени юридических лиц. С текущего года вновь возобновлен налог на движимое имущество.

Напомним, что до этих пор юридические лица были освобождены от уплаты такого сбора на то движимое имущество, которое было зачислено на баланс предприятия после начала 2013 года.

Но теперь данные поправки утратили свою силу, поскольку были приняты корректировки к действующему НК. Теперь организации не имеют некой налоговой льготы к объектам основных средств, которые относятся к 3 -10 группам.

Правда, и здесь есть некоторые рычаги воздействия, предоставленные региональным властям. Так было принято решение, что власти регионального значения имеют право местными нормативными актами устанавливать свои льготы на движимое имущество, вплоть до полного освобождения от налогообложения. Но такие льготы могут применяться только к тому движимому имуществу, срок выпуска которого не превышает 3-х лет. Все остальное оборудование не может получить такую льготу.

Относительно ставок по налогу на движимое имущество, то в 2019 году установлена максимальная ставка на уровне 1,1% от оценочной стоимости объекта. В 2019 году такая ставка уже может быть увеличена региональными властями в два раза – до 2,2%.

На данный момент многие региональные власти уже приняли законодательные акты, в которых прописали предоставление льгот юридическим лицам, имеющих в активах движимое имущество, с даты выпуска которого прошло не более 3-х лет. Но есть и те регионы, которые такие акты не приняли, поэтому на льготы компаниям рассчитывать не приходиться.

О том, положена ли Вам как юридическому лицу льгота на движимое имущество, можно уточнить только в территориальном представительстве ФНС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» НК РФ скорректирован в части ряда налогов. В частности, изменения, которые вступят в силу после 01.01.2019 г. коснулись земельного налога.

Законодательная база

Обязанность уплаты земельного налога прописана в главе 31 Налогового кодекса. Налоговые ставки по данному виду платежей устанавливаются местными властями. В указанной главе определены лишь их предельные значения: от 1,5% до 0,3% в зависимости от категории земельного надела.

Процентная ставка в размере 0,3% применяется в отношении земель, отнесенных к землям сельхозназначения, занятых жилым фондом и объектами коммунальных систем жилищного комплекса либо полученных для жилого строительства, приобретенных для ведения подсобного хозяйства, ограниченные в обороте, представленных для оборонительных целей, обеспечения безопасности и таможенных нужд. Прочие земли облагаются налогом по ставке не более 1,5%.

Объектом налогообложения являются земельные участки, что расположены в границах муниципального образования (ч. 1 ст. 389 НК РФ).

От земельного налога освобождены земли, выведенные из оборота, земли ограниченной оборотоспособности, земли в составе лесного фонда, земли, занятые водными объектами водного фонда, земли под многоквартирными домами (ч. 2 ст. 389 НК РФ).

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, обладающие правом собственности, бессрочного пользования, пожизненного владения земельными участками (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Величина сумм земельного налога определяется в зависимости от объективных показателей:  размера налоговой ставки, кадастровой стоимости участка и льгот. Данные о кадастровой стоимости конкретного надела можно узнать на сайте Росреестра.

Платеж по земельному налогу совершается ежегодно. Суммы к оплате для физических лиц ФНС рассчитывает самостоятельно, информируя налогоплательщиков о результатах либо в личном кабинете на сайте ведомства, либо в письме, направляемом по почте. Юридические лица необходимые вычисления производят самостоятельно.

Ежегодно каждый субъект устанавливает собственные сроки уплаты земельного налога. Неуплата чревата наложением штрафных санкций в размере от 20% до 40%.

Проблемы с кадастровой стоимостью земли

Стандартно налогооблагаемая база по земельному налогу определяется касательно каждого конкретного земельного надела как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Переоценка кадастровой стоимости земли производится каждые 5 лет.

Если же земельный участок выделен в течение налогового периода, тогда налогооблагаемая база в этом налоговом периоде будет определена как его кадастровая стоимость на дату внесения данных, что служат основанием для определения кадастровой стоимости такой земли в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Законом уточняется, что изменения кадастровой стоимости, произведенные в течение года, в таком налоговом периоде, а также в предыдущих учитываться не будет. Ранее такая возможность существовала в двух случаях.

Во-первых, при обнаружении ошибки, исправление которой влечет изменение кадастровой стоимости. В таких ситуациях выполнялся перерасчет, начиная с момента, когда для расчетов применялись ошибочные данные.

Во-вторых, когда величина кадастровой стоимости изменялась по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Перерасчет производился, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик подал заявление о пересмотре данного параметра, но не раннее даты внесения в ЕГРН информации о кадастровой стоимости, что и стала предметом оспаривания

Кадастровая стоимость надела изменяется и при перемене вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую.

Однако в измененной редакции НК РФ данные моменты не оговаривается. Соответственно, во всех вышеописанных случаях будет применяться общая схема, когда отредактированные данные станут применять уже в периоде, следующим за тем, когда произошла коррекция. Это же мнение по данному вопросу высказал и Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О причем без учета того, как такая ситуация сказалась на положении налогоплательщика. Аналогичное разъяснение дал и Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593.

Однако такой порядок применим только к изменениям кадастровой стоимости, относящимся к периоду до 2017 г. включительно.

Законодатели учли сложившийся казус и исправили его. Но положение о том, что если изменение величины кадастровой стоимости произошло по причине изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую и только тогда оно будет учтено при определении налоговой базы с даты внесения необходимых сведений в ЕГРН, вступит в силу лишь с 01.01.2019 г.

Взаимодействие с налоговыми органами и методика расчета земельного налога

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, выполняющие кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, должны предоставлять данные о недвижимом имуществе и о его владельцах в налоговые органы в течение 10 дней со дня совершения регистрационных действий, а также ежегодно до 15 февраля — по состоянию на 1 января.

Методика расчета земельного налога в подобной ситуации аналогична той, что применяется для вновь сформированного земельного участка, так как при этом налоговая база определяется с учетом остатка налогового периода, начиная с момента внесения в ЕГРН данных, необходимых для расчета кадастровой стоимости земельного участка.

Соответственно согласно п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения или прекращения в течение налогового (отчетного) периода права собственности на землю определение величины налога (или авансового платежа) осуществляется с применением специальных коэффициентов.

Также будут рассчитывать коэффициент и в случае изменения кадастровой стоимости ввиду преобразования вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую (п. 7.1 ст. 396 НК РФ).

В результате в таком налоговом периоде нужно определить два коэффициента. Первый исчисляется как отношение количества полных месяцев с момента изменения вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Это коэффициент К2.

Другой показатель — К1 — определяют как отношение количества полных месяцев до даты изменения вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую также к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если дата внесения сведений об изменении кадастровой стоимости в ЕГРН пришлась на период до 15-го числа месяца включительно, то этот месяц признают как тот, что учитывают при определении коэффициента К2. Если же эта дата наступила после 15-го числа месяца, то этот месяц переходит в расчет коэффициента К1.

Итого методика расчета земельного налога основана на следующей формуле:

ЗН = (КС1 х СН1 х К1) + (КС2 х СН2 х К2),

где:

ЗН – сумма земельного налога за год;

КС1 – кадастровая стоимость земли до изменений (на 1 января налогового периода);

СН1 – соответствующая категории надела ставка земельного налога, установленная для земельного участка до изменений;

КС2 – кадастровая стоимость после изменений на момент внесения сведений в ЕГРН;

СН2 – ставка земельного налога, применяемая для категории земельного участка после изменений.

Подтверждение прав на льготы по земельному налогу

Льготами по земельному налогу вправе пользоваться определенные категории налогоплательщиков. За федеральными льготами могут обратиться граждане и общины, относящиеся к коренным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока. Они полностью освобождены от налога на землю при условии, что земли, которыми они пользуются, эксплуатируются для промыслов, обеспечения традиционности хозяйственного и жизненного уклада.

Местные льготы муниципальные органы власти определяют самостоятельно. Уточнить перечень льготных категорий плательщиков можно в местных администрациях.

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ ряд следующие группы налогоплательщиков вправе уменьшить налоговую базу на 10 000 рублей: это герои СССР и РФ, полные кавалеры Ордена Славы, граждане, перенесшие лучевую болезнь; инвалиды с детства, инвалиды III группы либо I и II групп, которым инвалидность установили до 01.01.04г.; инвалиды и ветераны ВОВ, участники боевых действий; те, кто участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС и в испытаниях ядерного оружия.

Льготы применяются в отношении земли, принадлежащей налогоплательщику на праве собственности, постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении.

Согласно п. 6 ст. 391 НК РФ для получения льгот подтверждающие документы предоставлять не нужно, но такое право за плательщиками сохраняется.

В то же время действует п. 10 ст. 396 НК РФ, в котором прописана такая обязанность налогоплательщика. Помимо необходимой документации он должен написать еще и заявление. Рекомендуемая форма такого документа приведена в Письме Налоговой службы от 16.11.2015 № БС-4-11/[email protected]. До 01.01.2019 г. указанная форма должна стать нормативной.

Порядок подтверждения права налогоплательщика на льготу станет аналогичен порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для транспортного налога.

Согласно данной норме налоговый орган в отсутствие подтверждающей документации на основании данных, предоставленных налогоплательщиком в заявлении о предоставлении налоговой льготы, самостоятельно запрашивает сведения, удостоверяющие такое право, у органов, организаций, должностных лиц, обладающих соответствующими сведениями.

Лицо, которому поступил запрос от налогового органа по поводу сведений, удостоверяющих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно ответить в течение семи дней с даты получения обращения либо сообщить о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган с момента получения отрицательного ответа в течение трех дней должен проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, а также о том, что налогоплательщику придется самостоятельно направить подтверждающие документы в налоговый орган. В противном случае льготу не предоставят.

Подписывайтесь на каналы «Informatio.ru» в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: