Что такое условно разрешенный вид использования земельного участка

Для граждан, которые выбирают себе земельный участок или же тех, кто планирует вносить изменения в тип применения земли, важно быть осведомленным в том, что такое условно разрешенный вид использования земельного участка. Этот правовой термин определяет цели, которые владелец может реализовать с помощью своей недвижимости.

Подобная характеристика участка немного ограничивает собственника в правах, так как дает возможность использовать землю только по определенному

назначению

. Любые другие действия запрещаются действующим законодательством.

В предыдущие годы ВИР указывался в свидетельстве, которое выдавалось в органах регистрации. Сегодня же такие данные можно найти только в ЕГРН. Для установления этого параметра нужно определить целевое назначение территории.

Что нужно знать

Законодательство говорит о том, что землю можно использовать только по предназначению. Например, если земля нужна для ведения фермерского хозяйства, а в документах указано, что участок предназначен только для коммерческого строения, то ферму там разместить не получится.

Регламенты запрещают подобные действия, так как в этом случае земля будет использоваться не в соответствии со своим предназначением. Если невозможно будет изменить этот вид пользования на более подходящий, то придется искать другой участок.

Главным градостроительным документом является генеральный план. Это документация, в которой указывается план по развитию территорий городских или других селений.

В нем указываются:

  • главные ветви развития территории (учитывая климатические особенности и экономическую ситуацию в регионе);
  • обозначаются функции каждой из зон, их назначение и запреты на использование в определенных целях;
  • описываются меры, которые нужно предпринять для защиты населения города или поселка;
  • обозначаются границы поселения.

Каждый муниципалитет должен принять Правила землепользования и застройки. Это нормативный акт, при принятии которого местные власти должны руководствоваться ГК РФ, ЗК РФ и другими статьями федерального законодательства.

Вся территория города или другого поселения должна быть поделена на несколько зон.

Это могут быть зоны разнообразных предназначений, а именно:

  • жилые;
  • производственные;
  • инфраструктурные;
  • рекреационные;
  • сельскохозяйственные;
  • зоны специального назначения и пр.

Это значит, что земли в подобных зонах могут быть использованы только по прямому предназначению (например, в жилой зоне можно строить дома, но нельзя – промышленные комплексы).

Нормы закона

Все основные правила использования земли установлены в таком нормативном акте, как Градостроительный кодекс, а именно в статье 37.

В подробностях этот вопрос раскрыт в приказе Министерства экономического развития №540, который был принят в 2014 году. В нем утверждается классификатор ВРИ участков земли. Данный классификатор можно найти в приложении к этому документу. Здесь описаны все типы использования земли, которые возможны исходя из действующего законодательства.

Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

Это следующие направления:

  • использование в сельскохозяйственном назначении (существует 18 направлений, в том числе животноводство, садоводство и пр.);
  • возведение жилых домов (7 направлений, среди которых: индивидуальнее строительство, застройка жилыми комплексами, обслуживание застроек и пр.);
  • возведение объектов капстроительства для общественного пользования (больницы, школы, коммунальные предприятия);
  • для ведения предпринимательской деятельности;
  • для отдыха;
  • выделение участков для добычи полезных ископаемых и промышленной деятельности;
  • возведение транспортных путей;
  • для обеспечения обороны и пр.

В Классификаторе для каждого названия присвоен специальный числовой код, который является равнозначным с текстовым наименованием.

Градостроительный регламент

Правовой режим для участка земли определяется в соответствии с тем, как его фактически используют. Это же касается и возведенных на этой территории объектов.

Определением правового режима занимаются градостроительные регламенты, при составлении которых также учитываются возможные границы соприкосновения территорий разного назначения. Для осуществления данной функции в муниципалитетах составляется документация по территориальному планированию, в которой и учитываются все особенности.

Установленный в градостроительном регламенте правовой режим распространяется на определенную территориальную зону со всеми возведенными на ней объектами. Не распространяется действие этого документа на те участки, где расположены памятники или ассамблеи, которые являются культурным наследием.

Нет необходимости устанавливать градостроительный регламент для зон, которые предназначены для общественно использования, для добычи ископаемых и для размещения объектов линейного типа.

Какие бывают ВРИ

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ ВРИ могут быть следующих типов:

  • основные виды;
  • условно разрешенные виды;
  • вспомогательные виды (могут быть использованы только как дополнительные к основным и условно разрешенным видам).

Для каждой территориальной зоны обязательным условием является установление ВРИ. В другом случае составление градостроительного регламента становится невозможным.

Понятие условно разрешенного вида использования земельного участка

Для обозначения перечня условно разрешенных ВИР следует руководствоваться Правилами землепользования и застройки. Определение таких видов происходит в градостроительном регламенте.

Если объект недвижимости является основным видом разрешенного строительства, то для его застройки не потребуется оформление дополнительных документов и разрешений. Совсем другое дело обстоит с условно разрешенными видами, для предоставления которых потребуются дополнительные согласования с соответствующими органами.

Чтобы осуществить получение условно разрешенного вида использования земельного участка, следует предпринять такие шаги:

  1. Владелец земельного участка, который заинтересован в разрешении на условно разрешенный вид использования, должен направить соответствующее заявление в орган местного управления.
  2. Местная администрация должна провести общественные слушания и по его итогам подготовить заключение.
  3. Заключение становится основанием для написания рекомендаций на предоставление условно разрешенного вида использования или же для отказа, в котором объясняются причины подобного решения.
  4. В том случае, когда решение будет положительным, все изменения вносятся в кадастр недвижимости, и выдается кадастровый номер.

К примерам условно разрешенных ВИР относят бассейны, спортзалы, больницы, офисы и пр.

Назначение

Любая недвижимость должна иметь за собой закрепленный список условно разрешенных ВИР. Нужно это для того чтобы понимать в каких видах деятельности ее можно использовать. Такой тип использования надела может запрещать или разрешать некоторые виды эксплуатации или возведения определенных типов зданий. Кроме того, на застройщика влияют и градостроительные регламенты, которые приняло местное самоуправление.

В законодательстве говорится, что вся территория населенных пунктов предназначается только для возведения городов и других поселков. Условно разрешенное использование наделов полностью зависит от места их расположения.

Если территория расположена неподалеку от населенного пункта, то ее принято называть функциональной зоной. Генеральный план поселения определяет для таких участков определенный список сооружений, которые можно там возводить.

К самым распространенным ограничениям относят:

  • в границах поселений можно возводить только функциональные здания;
  • в одной конкретной зоне должны быть возведены разные по своим функциональным назначениям сооружения;
  • в обозначенной зоне должны быть сформированы возможности для ее развития.

Создание функциональных зон преследует цель формирования под населенным пунктом территорий, которые бы обеспечивали потребности и интересы жителей поселения.

Как получить

Если владелец земли считает, что основной ВРИ не позволяет ему использовать свою собственность эффективно, может обратиться за получением условно разрешенного вида использования.

Процедура получения ВРИ такого типа регламентируется Градостроительным кодексом и заключается в следующем:

  • Владелец земли должен написать заявление на смену ВРИ на условно разрешенный тип. Документ нужно направить в специальную комиссию при местной администрации. Сотрудники учреждения должны рассмотреть заявление и провести публичные слушанья. Во время проведения подобного мероприятия все заинтересованные лица могут высказать свое мнение насчет данного вопроса и внести другие предложения. По результатам слушаний составляется заключение.
  • На основании заключения орган местного самоуправления может разрешить смену ВРИ или отказать в прошении. Рекомендации должен подписать голова администрации. Отказ обязательно должен быть аргументированным.
  • Глава администрации принимает решение, на основании которого заявителю разрешается сменить ВИР на условно разрешенный или же ему поступает отказ.
  • Органы местной власти имеют право на смену ВРИ, но они не обязаны предоставлять такое право каждому заявителю. Если все же было принято положительное решение по вопросу, то решение направляется в органы государственной регистрации для внесения изменений в реестры.

После завершения этой процедуры собственник земли получает право использовать ее в нужном ему направлении, но только в том, на которое он получил разрешение.

Самым важным моментом для успешного завершения дела является грамотное составление заключения, включаемого в заявление. Обязательно следует указывать на то, насколько важно для местных жителей возведение именно такого объекта. Возможное развитие инфраструктуры станет огромным плюсом на будущих общественных слушаниях.

Процедура смены ВРИ на условно разрешенный довольно длительная и зависит от многих факторов. Чаще всего срок оформления всех разрешений и документов составляет около 6 месяцев после подачи заявления.

Земельный фонд страны имеет определенное зонирование территорий. У каждой зоны есть свое целевое назначение. Использование земли осуществляется в соответствии с предписаниями закона, неисполнение которых чревато применением к правонарушителю различных санкций.

Разрешенное использование земельного участка — что это такое?

Нормативными актами, регулирующими отношения по поводу разрешенного использования участка, являются:

  • Градостроительный кодекс;
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора…».

Четкой трактовки разрешенного использования земли в законе не приводится. Поэтому понятие выводится из анализа имеющихся законодательных положений. Разрешенное использование земельного участка – это характеристика земли, основанная на зонировании территории с целями назначения. Иными словами, вид разрешенного использования устанавливает функциональное назначение территории.  Например, для строительства высотных домов.

Отличие категории земли от вида разрешенного использования

Территория страны разделена на определенные категории земель и виды разрешенного использования участков. Эти два понятия направлены на установление функционального значения определенной территории. Деление имеет юридическую силу и закреплено в земельном законодательстве. Цель создания классификации – сохранение свойств земельных участков.

Понятие «категория земель» — более широкое значение, а разрешенное использование носит уточняющий характер. Например, участок в СНТ имеет следующие характеристики:

  • категория земли – сельскохозяйственного назначения;
  • разрешенное использования (что на участке можно делать) – занятие садоводством и огородничеством;
  • основание – право собственности на землю или ее аренда.

Виды разрешенного использования земельных участков

Законодатель выделяет 3 вида разрешенного использования:

  • основное;
  • условно разрешенное;
  • вспомогательное.

Вспомогательный вид, как правило, используются одновременно с основным или условно разрешенным. При условно разрешенном использовании требуется получение согласия органов местного самоуправления. Для этого проводятся публичные слушания, на которых принимается решение.

Основные

Основные виды устанавливаются новым классификатором ВРИ. В нем не только упорядочили имеющуюся информацию, но и внесли новые виды:

  • малоэтажная квартирная застройка;
  • земли для строительства гаражей;
  • участки для строительства поликлиник и больниц;
  • территории, предназначенные для строительства детских садов и школ;
  • земли для строительства высших профессиональных учебных заведений различных уровней;
  • земли для оборудования метеослужб.

Согласно законодательству ВРИ земельного участка, не предусмотренные классификатором, в кадастр вноситься не будут. Изменение вида разрешенного использования осуществляется также в соответствии с классификатором. Изменение считается оформленным с момента внесения сведений в государственный кадастр.

Основные ВРИ расположены в документе по разделам, характеризующимся целевым назначением участка. Это земли:

  1. сельскохозяйственного назначения;
  2. жилой застройки;
  3. для осуществления предпринимательской деятельности;
  4. рекреационные;
  5. производства;
  6. транспорта;
  7. предназначенные для обороны и безопасности;
  8. охраняемые государством;
  9. лесов;
  10. водных объектов;
  11. общественного использования.

Каждый раздел состоит из подразделов. Например, «жилая застройка» включает:

  • строительство жилых домов не выше 3 этажей;
  • усадьбу для ведения подсобного хозяйства;
  • блокированную застройку;
  • передвижное жилище;
  • строительство домов средней высоты;
  • строительство многоэтажек;
  • обслуживание жилой застройки.

Каждый вид детально конкретизируется. Например, «приусадебный участок» включает:

  • строительство малоэтажного дома;
  • выращивание сельскохозяйственной продукции;
  • строительство гаража и дополнительных подсобных помещений;
  • разведение домашних животных.

Условно разрешенные

Отличительной особенностью условно разрешенного вида является получение разрешения у соответствующих органов.

Порядок закреплен в Градостроительном кодексе:

  • собственник земельного участка, желающий изменить основной ВРИ или получить разрешение на условно разрешенный, письменно оформляет заявку, которую направляет в уполномоченный орган местной администрации (совет, комиссия и т.д.);
  • проведение публичных слушаний об изменении ВРИ и подготовка заключения;
  • в случае положительного решения готовятся рекомендации по использованию земли, при неудовлетворительном ответе предоставляется письменный отказ с обоснованными причинами;
  • занесение сведений в кадастр недвижимости.

Пример условно разрешенного вида — установка временного сооружения для торговли на территории земель, предназначенных для жилой застройки.

Вспомогательные

Вспомогательные виды направлены на дополнение функционала и обслуживания основных и условно разрешенных ВРИ.

К ним относятся:

  • проезды общего пользования;
  • объекты, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг;
  • парковки, стоянки, гаражи, предназначенные для обслуживания основного и условно разрешенного вида;
  • спортивные и детские площадки;
  • площадки, предназначенные для бытового обслуживания;
  • общественные туалеты;
  • объекты торговли, общественного питания;
  • вагончики, предназначенные для временного пребывания;
  • иные объекты.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

  • Скачать классификатор видов разрешенного использования земельных участков .docx

В середине 2015 года Минэкономразвития РФ утвердил новый классификатор видов разрешенного использования. Его положения структурировали и дополнили новой информацией.

К нововведениям относятся:

  • введение новых ВРИ участков;
  • детальное описание ВРИ.

Что считается использованием участка не по назначению и чем это грозит?

Земли находятся под охраной государства. Выявление нецелевого использования участка грозит применением административных санкций к нарушителю.

Под нецелевым использованием понимается:

  • эксплуатация земли не в соответствии с установленной категорией или при неполном выполнении предусмотренных требований;
  • уклонение от выполнения рекультивации и улучшения качества земель.

На виновное лицо налагается штраф в размере:

  • от 2 до 5 тыс. рублей — для физического лица;
  • от 80 до 100 тыс. рублей — для организаций.

Помимо штрафных санкций применяются следующие:

  • повышение налоговой ставки до 1,5%;
  • лишения права собственности на участок в судебном порядке;
  • расторжение договора аренды, если пользование землей осуществлялось на основании договорных отношений.

Как изменить категорию земли?

Для перевода земли из одной категории в другую потребуются следующие бумаги:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Если собственников несколько, то паспорта всех;
  • Доверенность, если один из собственников действует через доверенное лицо;
  • Нотариально оформленное согласие на изменение целевого назначения участка;
  • Кадастровая документация на участок (паспорт и план);
  • Выписка из реестра недвижимости;
  • Документ, на основании которого осуществляется владение землей (аренда, купчая, дарственная и т.д.);
  • Заявление.

Алгоритм действий:

  • Написать заявление в органы местного самоуправления о переводе земли из одной категории в другую.
  • Если собственников несколько, то при переводе свое желание должны изъявить все. Как правило, перевод осуществляется из сельскохозяйственных в земли поселений. В обратном порядке изменение также осуществляется, но реже.
  • Одновременно с заявлением предоставляется папка необходимых документов.
  • В пределах месячного срока администрация обязана дать ответ. В случае положительного ответа соответствующее решение выдается на руки заявителю и направляется в кадастр для внесения информации в базу данных. Если ответ отрицательный, то выдается документ с письменным обоснованием отказа. В случае несогласия заявитель вправе обратиться в суд.

Перевод осуществляется только гражданами страны. Иностранцы и лица без гражданства не вправе участвовать в процедуре.

Важно: изменение целевого назначения не осуществляется в отношении земель водного и лесного фонда, а также особо охраняемых территорий. В остальных случаях перевод осуществляется на основании решения органов местного самоуправления.

Можно ли объединить несколько участков?

Объединение участков осуществляется при соблюдении следующих условий:

  • Участки должны иметь общую границу, то есть быть смежными. Каждая территория должна иметь план с уточнением границ и быть зарегистрированной в кадастре.
  • Земля должна соответствовать нормативам по максимально допустимой площади.
  • Участки должны находиться в одном кадастровом квартале, иметь одинаковую категорию земли и ВРИ.
  • Необходимо согласие собственников на объединение земель.

Потребуются следующие бумаги:

  • заявление о проведении объединения земель;
  • кадастровая документация на участки;
  • выписка о праве собственности;
  • письменное согласие собственников на проведение процедуры.

Процедура:

  • сбор необходимой документации;
  • подача бумаг кадастровому инженеру;
  • получение плана на объединение земель;
  • подача документов в Росреестр или МФЦ;
  • получение выписки о праве собственности и кадастровой документации.

Разрешенное использование земельных участков – это конкретизирующее понятие, позволяющее более детально раскрыть целевое назначение земельного участка. Использование участков не по назначению наказывается штрафом, лишением права на землю, увеличение налоговой ставки.

Наряду с другими характеристиками приобретаемого надела, необходимо обращать внимание на его вид разрешенного использования (ВРИ).

Ранее он указывался в свидетельстве о госрегистрации права на недвижимость, а теперь – в выписке из ЕГРН. Устанавливается данный параметр на основе целевого назначения надела.

Типы ВРИ:

  • Основной;
  • Вспомогательный;
  • Условно-разрешенный.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

+8 (800) 550-72-15
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Что такое условно-разрешенный вид использования земельного участка

Название типа говорит само за себя: применение данного ВРИ возможно лишь при определенный условиях. Его необходимо согласовывать с Комиссией по землепользованию и застройке.

Основной ВРИ закон позволяет заменять условно-разрешенным лишь в некоторых случаях. При этом не должно возникать серьезных противопоставлений между ними. Например, на участке можно разместить офисное здание или временную торговую точку.

Условно-разрешенные типы ВРИ подразделяются на следующие группы:

  • Индивидуальные жилые дома, размеры которых выходят за рамки разрешенных для данной зоны;
  • Спортзалы;
  • Бассейны для плавания;
  • ФАП, травмпункт, больница;
  • Административные здания;
  • Офисы организаций;
  • Парковки временного или постоянного типа;
  • Временные торговые точки.

Какие именно виды из перечисленных выше разрешены в данном районе, указано в регламентной документации на нее. Для применения конкретного направления к указанному участку земли, необходимо пройти определенную процедуру.

Сначала нужно согласовать это с Управлением по землепользованию и застройке, пройти процедуру публичных слушаний. На них приглашаются все заинтересованные лица (чиновники, жители, представители организаций и пр.), которые выражают свое отношение к данной инициативе.

Для чего нужен условно-разрешенный вид использования земельного участка

За каждым объектом недвижимости закрепляется свой перечень условно-разрешенных видов использования. Это делается для того, чтобы обозначить полный список вариантов его эксплуатации.

Условно-разрешенный вид использования надела позволяет или запрещает определенные строительные работы по возведению конкретных типов зданий.

Помимо данной характеристики, на возможности владельца в выборе объекта влияют и строительные регламенты, действующие на территории данного города или района.

Земли населенных пунктов предназначаются для организации на их территории поселков, городов и деревень (ст. 84 ЗК России).

От того, где находятся наделы, зависит и их разрешенное использование.

Законодательство РФ делит все земли на 8 зон:

  • Жилые дома;
  • Общественно-деловая застройка (магазины, офисы, спортивные сооружения);
  • Сельское хозяйство (садоводческие и огороднические кооперативы, фермерские хозяйства, дачные участки и пр.);
  • Рекреационная зона (лесные массивы, городские парки, водоемы и пр.);
  • Территории, ценные с точки зрения науки, истории, оздоровления и др.;
  • Особые зоны, на которых располагаются кладбища и полигоны с бытовыми отходами;
  • Иные земли, выделенные согласно местным особенностям для строительства капитальных зданий и сооружений;
  • Охраняемые и военные объекты.

Стройплощадка, на которой ведутся работы по возведению здания, огораживается в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Территории, расположенные под населенными пунктами, подразделяются на так называемые функциональные зоны. Для них генплан устанавливает определенные рамки возводимых сооружений.

Примеры ограничений:

  • Функциональная принадлежность возведенных конкретных зданий в границах города или деревни;
  • Разновидности образований по функциям и планам, возведенных в конкретной обозначенной зоне;
  • Иные характеристики для выделенной зоны, а также возможности ее дальнейшего развития (жилой сектор, промзона или рекреационная территория).

Функциональные зоны созданы с целью разделения земель под населенным пунктом, в зависимости от типа ее дальнейшего использования. Конечная цель данного мероприятия – рациональное использование территории с учетом особенностей места и интересов жителей.

Как получить условно-разрешенный вид использования земельного участка

Владелец надела, считающий, что основной ВРИ его недвижимости не позволяет эффективно его использовать, вправе инициировать процесс получения разрешения применить условно-разрешенный вид использования территории.

Градостроительный кодекс России регламентирует процедуру предоставления условно-разрешенного вида:

  • Собственник участка земли или другой недвижимости, который желает сменить ВРИ на условно-разрешенный, пишет заявление. Бумагу направляет в специально сформированный для этих целей орган при местной администрации. Чиновники рассматривают заявление и организуют проведение публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом. На мероприятие приглашаются все заинтересованные лица, которые получают возможность высказать замечания и предложения относительно смены ВРИ конкретного объекта на условно-разрешенный. После этого орган готовит заключение, составленное по результатам публичных слушаний;
  • Этот документ является основанием для предоставления собственнику земельного участка или объекта капитального строительства разрешения на смену ВРИ или отказа. В последнем случае, ответ должен быть мотивированным и аргументированным. Основания, послужившие препятствием для смены, указываются в документе. Готовые рекомендации передаются главе местной администрации на подпись;
  • Рассмотрев доводы, указанные в рекомендательной бумаге от специального органа, глава органа местного самоуправления предоставляет разрешения на применение условно-разрешенного вида использования земельного участка или здания, или отказывает в этом;
  • Местная власть наделена правом предоставления отдельным объектам недвижимости такого статуса. Администрация не обязана по первому требованию собственника давать согласие на такую смену ВРИ. Положительное решение органа местного самоуправления фиксируется документально и направляется в Росреестр для фиксации изменений в ЕГРН и ГКН.

Собственник объекта недвижимости, после получения условно-разрешенного вида использования, получает возможность на законных основаниях использовать его для обозначенных целей.

Наиболее важный момент заключается в грамотно составленном обосновании, которое включается в текст заявления на предоставление права сменить ВРИ на условно-разрешенный.

Обязательно укажите важность и необходимость объекта для жителей населенного пункта и развития инфраструктуры. От этого зависит результат общественных слушаний, на которые будет опираться глава администрации при принятии решения.

Образец заявления, которое подается собственником с целью смены ВРИ на условно-разрешенный.

Длительность процедуры зависит от множества факторов. В среднем, окончательный результат будет готов по истечении трех-шести месяцев с дня подачи соответствующего заявления.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

+8 (800) 550-72-15
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: