Как происходит передача земельного участка в муниципальную собственность

В государственную собственность входят те категории земельных участков, которые принадлежат непосредственно федеральным органам власти и находятся в их полном подчинении. В определенных случаях возникает нужда в передаче земли в пользу местных муниципалитетов. Порядок осуществления соответствующей операции регламентируется на законодательном уровне и проводится в несколько этапов.

В первую очередь должно быть составлено стандартное заявление, в котором четко прописывается кадастровая кодификация конкретной территории. К данному документу зачастую прикладывается

межевая схема

. Заявка рассматривается компетентными органами в течение 30 дней с момента предоставления.

Скачать форму межевого плана

Порядок передачи земельного участка в муниципальную собственность имеет определенные особенности. Для их понимания необходимо ознакомиться с перечнем земель, находящихся на федеральном балансе, с нюансами процедуры, с актуальным списком требуемой документации, а также с основаниями для отказа.

Какие земли находятся на балансе государства

Статья 17 действующего Земельного Кодекса Российской Федерации содержит в себе исчерпывающее определение понятия федеральной собственности. К таким объектам земли относятся участки, находящиеся в полном распоряжении государства с учетом соблюдения законодательных нормативов.

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

Закон устанавливает, что в собственности у государственных органов власти могут находиться следующие категории земель:

  • которые были ранее признаны в качестве федерального владения со ссылкой на законодательные нормативы;
  • перешедшие в собственность в результате разграничения территорий после пересмотра границ отдельных федеративных субъектов;
  • полученные на основаниях гражданско-правового порядка под строительство федеральных объектов.

Соответствующие права официально регистрируются в государственном реестре объектов недвижимого имущества. В некоторых случаях могут возникать ситуации, когда становится остро необходима передача участков земли в безвозмездное пользование муниципалитетам. Важно помнить о том, что Земельный Кодекс имеет в своем составе отдельную главу, посвященную рассматриваемому вопросу.

В подавляющем большинстве случаев государство проявляет содействие муниципалитетам в рамках дополнительного обеспечения землей.

Статья 655. Передача здания или сооружения

Порядок передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность

Статья 154 Федерального Закона №122 гласит, что окончательная передача земель в собственность муниципальных органов власти производится, если конкретная территория уже используется органами местного самоуправления на безвозмездной основе, а также унитарными учреждениями для реализации определенных целей в рамках организации самоуправления в регионах РФ.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ

Из федеральной собственности могут быть переданы те

категории участков

, которые располагаются в пределах курортных зон. В этом случае право федеральной собственности должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в едином государственном реестре до момента вступления в силу ФЗ №244.

Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  • если на земле расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в распоряжении муниципальных органов власти;
  • если земля была ранее предоставлена под временное распоряжение унитарных предприятий или некоммерческих учреждений;
  • если процедура в полной мере регламентируется законодательными нормами конкретного федеративного субъекта.

Соответствующий порядок, по которому происходит передача земельного участка в муниципальную собственность, может быть применен только в той ситуации, если в отношении участков земли отсутствуют основания для блокировки процесса.

Важно помнить о том, что в некоторых случаях возникают ситуации, когда земельные участки требуется предать в распоряжение местных органов власти, но до этого территорию следует образовать из отдельного земельного массива. Для выполнения данной операции к основному заявлению прикладывается утвержденная схема или проект межевания, в котором будут четко определены параметры нового участка.

В качестве дополнительной меры в заявлении требуется прописать действующий кадастровый код изначального земельного объекта, если образование участка происходит из территории, зарегистрированной в государственном реестре.

Какие документ подаются

Передача земельных участков, находящихся в непосредственной федеральной собственности, в соответствии с законодательными нормами производится на основании специального заявления, направляемого в компетентные государственные органы руководителем муниципалитета. Прием такого документа находится в компетенции территориального исполнительного органа власти, осуществляющего полномочия действующего собственника имущественного объекта.

Скачать бланк передаточного акта земельного участка

В заявлении в обязательном порядке прописывается актуальный кадастровый номер земли в случае, если соответствующие сведения об участке были ранее внесены в единый

государственный реестр

. В случае, если территориальный участок предстоит образовать, то к основной документации прикладывается проект межевания или схема расположения земли.

Стоит отметить, что представители компетентных органов не могут требовать прочих документов, за исключением тех бумаг, перечень которых предусматривается федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ. Например, это может быть свидетельство о внесении сведений о земле в Росреестр.

Орган власти, осуществляющий полномочия собственника, должен не позднее 30 дней с момента получения пакета документов принять и направить в пользу заявителя решение о факте безвозмездной передачи участка земли из федеральной собственности в муниципальную. Также в некоторых случаях может быть сформировано постановление об отказе в безвозмездной передаче.

В соответствующем решении должны быть в полной мере прописаны все объективные основания для отказа в передаче. Кроме того, к нему должны быть приложены копии тех документов, которые подтверждают законность предъявленных оснований. Все спорные ситуации решаются исключительно в порядке судебного разбирательства в компетентных инстанциях.

Основания для отказа

Решение об отказе в передаче государственного имущества в пользу муниципалитетов принимается с учетом следующих оснований:

  • участок земли, характеристики которого прописаны в поданном заявлении, не подлежит передаче на основании пунктов статьи 39.30 Земельного Кодекса;
  • в заявительной документации не был прописан действующий кадастровый номер или к этому участку не был приложен специальный проект о межевании территорий, в рамках которых располагается конкретный участок земли;
  • к заявлению не была приложена схема земли, если планируется образование соответствующего участка;
  • имеются основания для закрытия процедуры, предусмотренные статьей 11.10 Земельного Кодекса РФ.

Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков

Стоит отметить, что, если в едином государственном реестре прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о границах земли, которую нужно передать, то это не может считаться прямым основанием для отказа. Эта норма в полной мере регламентируется Федеральным законом №361 от 3 июля 2019 года.

Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Если предполагаемый к передаче участок земли предстоит образовать, но специальный проект о территориальном межевании отсутствует, то решение об утверждении схемы размещения конкретного участка принимается в то же время, когда составляется специальное постановление о передаче земли в пользу муниципалитета.

Каждый субъект Российской Федерации может претендовать на получение федерального имущества в постоянную собственность. Соглашение о передаче имущества в безвозмездную собственность или договор, по которому осуществляется аренда, могут быть расторгнуты по взаимному согласию сторон или в порядке судебного разбирательства.

Что нельзя

В соответствии с нормами действующего федерального законодательства некоторые земельные участки не подлежат передачи в муниципальную собственность. Например, среди них стоит выделить земли, которые предоставляются федеральным органам власти, их территориальным представительствам, казенным предприятиям и учреждениям, некоммерческим структурам в тех случаях, если на таких участках располагаются определенные имущественные объекты.

Не может быть передана и та территория, которая входит в состав охраняемых природных памятников государственного значения, лесных фондов, а также специальных эконмических зон, сформированных на основании норм Федерального Закона №116 от 22 июля 2005 года. Данный нормативный акт регламентирует именно экономические зоны на территории Российской Федерации.

Также блокируются операции, в рамках которых планируется передача участков, закрепленных под государственные нужды и занятых объектами федерального значения, которые в свою очередь предназначаются для размещения конкретного имущества в соответствии с утвержденной документацией в рамках планирования территорий.

Статья 556. Передача недвижимости

Невозможна передача земель, предназначенных для размещения федеральных структур кроме тех ситуаций, когда подается соответствующее заявления в пользу конкретного муниципалитета.

Стоит отметить, что руководители муниципальных органов не могут рассчитывать на получение земель, полномочия по распоряжению которыми возложены на представительства государственной власти федеративных субъектов.

3906

Земли федеральной собственности

В статье 17 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как федеральная собственность на земельные участки. К таким объектам относятся площади, которые находятся в полном распоряжении Российской Федерации и только государство имеет право ими пользоваться, но с соблюдением законодательных норм и положений.

Согласно закону, в федеральной собственности находятся земельные участки:

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 16

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 99

  • Вся Россия:

    +7 800 350 14 83

  • признанные федеральным владением в законодательном порядке;
  • ставшие собственностью государства в процессе разграничения территории или при пересмотре границ отдельных субъектов федерации;
  • полученные РФ на гражданско-правовых основаниях и в установленном порядке.

Данные права на землю официально фиксируются в реестре прав на недвижимое имущество. Периодически возникают ситуации, когда требуется передача земельного участка в безвозмездное пользование от федерального органа к муниципальному. Земельный кодекс РФ предусматривает отдельную главу, регулирующую данный вопрос.

Заявление на безвозмездную передачу земли в муниципальную собственность

Процедура перевода федеральной территории в муниципальную начинается с подачи стандартного заявления.

Законом предусмотрена унифицированная письменная форма документа. Заявка составляется главой муниципального образования или высшим должностным лицом. Получателем является федеральное исполнительное ведомство, которое выступает в роли распорядителя и полноправного владельца земельного массива.

В заявке должны быть обязательно обозначены такие сведения, как кадастровый номер надела, если территория числится в государственном кадастре недвижимости, реквизиты собственника (органа, который будет предоставлять землю в собственность муниципалитета), суть вопроса.

Документы, подаваемые вместе с заявлением на безвозмездную передачу земли

Помимо заявки, заполненной гражданином собственноручно, может потребоваться дополнительный перечень документов:

  • кадастровый план, если площадь стоит на учете в Росреестре;
  • схема расположения территории, если межевание отсутствует;

Согласно п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, от заявителя не могут потребовать дополнительные бумаги.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка

Основным собственником земельного участка является федеральное исполнительное ведомство, по этой причине заявление на перевод территории из одной категории собственности в другую направляется именно ему.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность указан в ст. 39.30 и представлен следующими этапами:

  1. Главой муниципалитета оформляется заявление и необходимые документы к нему.
  2. Заявление с приложениями направляется в адрес федерального собственника земли.
  3. Не позже тридцати дней с момента подачи заявки, федеральный орган должен принять и оформить соответствующий акт о переводе площади в распоряжение муниципалитета или об отказе.
  4. Если принято решение об отказе, то в нем должны быть указаны причины отказа. Также федеральный собственник уведомляет Федеральный фонд содействия жилищному строительству о поступившем заявлении и принятом решении.

Отказ в безвозмездной передаче земельного участка в собственность

Земельное законодательство выделяет ряд конкретных оснований, которые могут стать причиной отказа в переводе площади в муниципальную собственность. К таковым относятся:

  1. Принадлежность земли к одной из групп территорий, которые не подлежат передаче.
  2. Отсутствие в заявлении кадастрового номера, межевого проекта или схемы расположения земельного участка ( в случае образования нового участка).
  3. Схема расположения участка не утверждена.
  4. Принадлежность земли одному из предусмотренных пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ субъектов при отсутствии оснований для прекращения этим субъектом пользования землей.

Несмотря на обозначенные причины, в некоторых ситуациях, они не могут стать основой для отказа. В том случае, если массив земли не зарегистрирован в Росреестре и отсутствуют сведения о его границах, решение о переходе территории не обязательно будет отрицательным.

Если участок будет в дальнейшем преобразован и межевой проект или схема на него отсутствуют, то схема утверждается на него в одно время с решением о переводе.

Решение оформляется в виде официального акта, где излагаются основания отказа в передаче земельной зоны. В качестве пояснительных бумаг, к решению прилагаются копии справок, выписок, заключений, обосновывающих принятие отрицательного решения.

Частный случай

Бывают частные случаи, в рамках которых территории, подлежащие передаче в распоряжение муниципалитета, предстоит образовать из другого земельного массива.

Чтобы это сделать, к заявлению потребуется приложить утвержденную схему или межевой проект, в котором будут обозначены границы нового участка. Дополнительно в заявлении обязательно требуется указать кадастровый номер начального участка, если образование нового участка происходило из надела, зарегистрированного в Росреестре.

Пример по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Администрация г. Пскова обратилась в территориальное управление Росимущества с заявлением № 234-З о переводе в состав муниципальной собственности земельного участка под застройку. Т.к. участок должен был быть образован, записи в кадастре о нем не было. В соответствии с законом, к заявлению был приложен утвержденный проект межевания территории. По истечении 35 дней в адрес заявителя так и не было направлено решение о передаче земельного участка в собственность либо об отказе в передаче. Администрация муниципалитета обратилась в Арбитражный суд. В рамках рассмотрения дела представитель Росимущества настаивал на том, что ответчиком было вынесено решение, представив соответствующие документы. Однако суд установил, что указанные документы не имеют никакого отношения к заявлению № 234-З и направлены в ответ на более ранние обращения Мэрии. Таким образом, суд обязал ответчика устранить выявленные нарушения и принять соответствующее заявление.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Федеральная собственность – это земля, которая принадлежит непосредственно государству, находится в его полном ведении и распоряжении.
  2. В некоторых случаях возникает необходимость в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
  3. Порядок перехода территории определен законодательно и содержит в себе несколько важных этапов.
  4. На начальном этапе оформляется стандартное заявление, в котором указывается кадастровый номер территории и прилагается межевая схема, если таковые имеются. Заявка рассматривается на протяжении тридцати дней с момента предоставления.
  5. В отдельных случаях в переходе земли может быть отказано. Это возможно в том случае, если требуемый участок принадлежит к территориям, не подлежащим передаче, или документы оформлены не должным образом.
  6. В решении об отказе должны быть указаны основания и причины. Если данные правила не соблюдены, то гражданин может оспорить предоставленный акт.
  7. В случае преобразования территории, решение о переходе и утверждение межевой схемы принимается одновременно.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Денис. Я работаю помощником главы муниципального образования.

Недавно мы подали комплект документов в территориальное управление Росимущества на передачу в муниципальную собственность земельного участка. Спустя некоторое время из федерального ведомства пришел ответ. » В передаче земельного участка отказано». В качестве основания для отказа было названо отсутствие приложенной схемы расположения участка. Законно ли такое решение федерального органа? Дело в том, что участок, который должен быть передан городу не планируется образовывать, соответственно, на него не требуется схема расположения.

Ответ: Здравствуйте, Денис. В сложившейся ситуации рекомендуем вам перепроверить комплект документов. Вероятно, произошла какая-то ошибка. Возможно, некорректно были оформлены документы. Действительно, если планируемый к передаче участок уже образован и имеет кадастровый номер, на него не требуется утвержденная схема расположения в соответствии с п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ. Если с документами все в порядке, то Вам лучше обратиться в территориальное управление указанного ведомства и обсудить данный вопрос.

Список законов

  • Статья 17 ЗК РФ
  • Статья 39.30 ЗК РФ
  • Статья 39.31 ЗК РФ

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас

Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 16

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 99

  • Вся Россия:

    +7 800 350 14 83

Муниципальная собственность — это одна из форм владений, при которой правомочия пользования, владения и распоряжения принадлежат органам местной власти. А как образовываются такие земли и могут ли они переходить в другую форму собственности — рассмотрим в этой статье.

Какие земли находятся в собственности у муниципалитета

Участки, находящиеся в собственности местных властей, регулируются следующими законодательными актами:

  • Гражданский Кодекс;
  • Закон о крестьянском хозяйстве;
  • Земельный Кодекс, Закон о личном подсобном хозяйстве.

Кроме того, информацию о торгах можно посмотреть на Официальном сайте Российской Федерации, а также на сайтах местных администрации в части распоряжения органов самоуправления.

Основаниями для возникновения такого вида владений будут:

  • признание такими на основании федеральных законов;
  • земли, приобретённые согласно гражданскому законодательству;
  • если участки разграничили из государственной собственности;
  • когда на землю нет правоустанавливающих документов и она не относиться к государству;
  • если нет владельца или он отказался от своих прав, то есть надел бесхозный;
  • те, что были бесплатно отданы из федерального земельного фонда.

Другими словами муниципальной собственностью будут участки, расположенные в пределах города, поселения, которые не принадлежат государству, частным лицам, юридическим фирмам, не являются федеральным объектом.

Виды муниципальной собственности на землю

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните: Москва +7(499)350-80-59, Санкт-Петербург +7(812)309-94-01.

Земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, охраняются государством и условно подразделяются на такие подвиды:

  • участки общего пользования. На них могут находиться люди, пользоваться природными ресурсами;
  • закрытые земли.

Муниципальные участки не подразделяются на разные виды, считаются едиными и имеют одно предназначение — обеспечить отдых, проживание, работу населению.

Субъекты и объекты муниципальной собственности на землю

Объектами муниципальных владений являются земли, переданные государством местным властям или полученные ими в следствии разграничения участков. Такие наделы могут находиться как в пределах муниципалитета, так и за его границами.

Субъектами таких владений станут органы власти города, посёлка, района и других населённых образований. Они имеют право распоряжаться землёй в рамках действующего законодательства.

Как муниципалитет может распоряжаться данными земельными участками

Вставьте сюда свой текст

Администрация населённых пунктов имеет право на муниципальных землях осуществлять такие действия:

  • предоставлять участки гражданам в пожизненное наследуемое владение;
  • отдавать землю физическим лицам в срочное использование;
  • сдавать в аренду организациям и компаниям, гражданам;
  • предоставлять землю в бессрочное использование;
  • обмениваться наделами между населёнными пунктами;
  • продавать землю на торгах или аукционах;
  • отчуждать участки.

Деньги от сдачи или продажи земель в аренду поступают полностью в бюджет субъекта РФ.

Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности

Образование участка из владений муниципалитета происходит несколькими способами:

  • раздел;
  • выделение;
  • объединение;
  • перераспределение.

В каждом из способов есть свои нюансы. Так, запрещено объединять участки муниципальной собственности и предоставленные в бессрочное пользование или безвозмездное срочное использование. Но это правило не действует, если земля предоставляется на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования одному человеку.

Запрещается перераспределять участки между физлицами или юрлицами и муниципалитетом, но только если это не происходит на застроенной территории для её развития, или не для размещения капитальных строений.

Когда земля образовывается путём раздела и объединения, то обязательно необходимо разрешение местной администрации.

Для этого землевладелец, землепользователь или арендатор обращается с заявлением в местные органы самоуправления. К своей письменной просьбе прилагают такие официальные бумаги:

  • кадастровый паспорт;
  • правоустанавливающие документы.

После получения утвердительного ответа, решение местных властей надо зарегистрировать.

За всю процедуру необходимо будет заплатить только госпошлину при регистрации участков. Но если в результате площадь территории станет больше, то эта процедура будет уже платной и её стоимость определяется распоряжениями местной администрации.

Можно ли

продать долю ребенка в квартире

вы узнаете в нашем материале.

Про документы нужные для оформления купли-продажи вы узнаете в нашей тематической статье.

Узнать кадастровую стоимость можно достаточно просто, нужно просто прочитать наш материал.

Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную

Землю, находящуюся во владении муниципалитета, есть вероятность получить в личную собственность. Сделать это можно на двух основаниях:

  • платном и тогда стороны заключают между собой договор;
  • бесплатном, что будет поводом для отвода и госрегистрации.

При выделении земли придерживаться надо такого порядка:

  • подготовить схему размещения участка;
  • подать в местную администрацию предварительное заявление;
  • получить разрешение на выделение участка;
  • обеспечить кадастровые работы;
  • поставить участок на кадастровый учёт;
  • подать заявление о предоставление участка. К нему приложить кадастровый паспорт;
  • заключить соглашения аренды, купли-продажи или бессрочного использования;
  • зарегистрировать участок.

Все заявления подаются несколькими способами:

  • принести лично;
  • отправить почтой;
  • подать электронную заявку в интернете.

А вот передать муниципальные земли государству уже нельзя.

Муниципальными землями распоряжается местное самоуправление. Их можно получить в частную собственность, пройдя определённую процедуру.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-80-59, Санкт-Петербург +7(812)309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: