В государственную собственность входят те категории земельных участков, которые принадлежат непосредственно федеральным органам власти и находятся в их полном подчинении. В определенных случаях возникает нужда в передаче земли в пользу местных муниципалитетов. Порядок осуществления соответствующей операции регламентируется на законодательном уровне и проводится в несколько этапов.
В первую очередь должно быть составлено стандартное заявление, в котором четко прописывается кадастровая кодификация конкретной территории. К данному документу зачастую прикладывается
межевая схема
. Заявка рассматривается компетентными органами в течение 30 дней с момента предоставления.
Скачать форму межевого плана
Порядок передачи земельного участка в муниципальную собственность имеет определенные особенности. Для их понимания необходимо ознакомиться с перечнем земель, находящихся на федеральном балансе, с нюансами процедуры, с актуальным списком требуемой документации, а также с основаниями для отказа.
Какие земли находятся на балансе государства
Статья 17 действующего Земельного Кодекса Российской Федерации содержит в себе исчерпывающее определение понятия федеральной собственности. К таким объектам земли относятся участки, находящиеся в полном распоряжении государства с учетом соблюдения законодательных нормативов.
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
Закон устанавливает, что в собственности у государственных органов власти могут находиться следующие категории земель:
- которые были ранее признаны в качестве федерального владения со ссылкой на законодательные нормативы;
- перешедшие в собственность в результате разграничения территорий после пересмотра границ отдельных федеративных субъектов;
- полученные на основаниях гражданско-правового порядка под строительство федеральных объектов.
Соответствующие права официально регистрируются в государственном реестре объектов недвижимого имущества. В некоторых случаях могут возникать ситуации, когда становится остро необходима передача участков земли в безвозмездное пользование муниципалитетам. Важно помнить о том, что Земельный Кодекс имеет в своем составе отдельную главу, посвященную рассматриваемому вопросу.
В подавляющем большинстве случаев государство проявляет содействие муниципалитетам в рамках дополнительного обеспечения землей.
Статья 655. Передача здания или сооружения
Порядок передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность
Статья 154 Федерального Закона №122 гласит, что окончательная передача земель в собственность муниципальных органов власти производится, если конкретная территория уже используется органами местного самоуправления на безвозмездной основе, а также унитарными учреждениями для реализации определенных целей в рамках организации самоуправления в регионах РФ.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Из федеральной собственности могут быть переданы те
категории участков
, которые располагаются в пределах курортных зон. В этом случае право федеральной собственности должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в едином государственном реестре до момента вступления в силу ФЗ №244.
Для этого необходимо соблюдение следующих условий:
- если на земле расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в распоряжении муниципальных органов власти;
- если земля была ранее предоставлена под временное распоряжение унитарных предприятий или некоммерческих учреждений;
- если процедура в полной мере регламентируется законодательными нормами конкретного федеративного субъекта.
Соответствующий порядок, по которому происходит передача земельного участка в муниципальную собственность, может быть применен только в той ситуации, если в отношении участков земли отсутствуют основания для блокировки процесса.
Важно помнить о том, что в некоторых случаях возникают ситуации, когда земельные участки требуется предать в распоряжение местных органов власти, но до этого территорию следует образовать из отдельного земельного массива. Для выполнения данной операции к основному заявлению прикладывается утвержденная схема или проект межевания, в котором будут четко определены параметры нового участка.
В качестве дополнительной меры в заявлении требуется прописать действующий кадастровый код изначального земельного объекта, если образование участка происходит из территории, зарегистрированной в государственном реестре.
Какие документ подаются
Передача земельных участков, находящихся в непосредственной федеральной собственности, в соответствии с законодательными нормами производится на основании специального заявления, направляемого в компетентные государственные органы руководителем муниципалитета. Прием такого документа находится в компетенции территориального исполнительного органа власти, осуществляющего полномочия действующего собственника имущественного объекта.
Скачать бланк передаточного акта земельного участка
В заявлении в обязательном порядке прописывается актуальный кадастровый номер земли в случае, если соответствующие сведения об участке были ранее внесены в единый
государственный реестр
. В случае, если территориальный участок предстоит образовать, то к основной документации прикладывается проект межевания или схема расположения земли.
Стоит отметить, что представители компетентных органов не могут требовать прочих документов, за исключением тех бумаг, перечень которых предусматривается федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ. Например, это может быть свидетельство о внесении сведений о земле в Росреестр.
Орган власти, осуществляющий полномочия собственника, должен не позднее 30 дней с момента получения пакета документов принять и направить в пользу заявителя решение о факте безвозмездной передачи участка земли из федеральной собственности в муниципальную. Также в некоторых случаях может быть сформировано постановление об отказе в безвозмездной передаче.
В соответствующем решении должны быть в полной мере прописаны все объективные основания для отказа в передаче. Кроме того, к нему должны быть приложены копии тех документов, которые подтверждают законность предъявленных оснований. Все спорные ситуации решаются исключительно в порядке судебного разбирательства в компетентных инстанциях.
Основания для отказа
Решение об отказе в передаче государственного имущества в пользу муниципалитетов принимается с учетом следующих оснований:
- участок земли, характеристики которого прописаны в поданном заявлении, не подлежит передаче на основании пунктов статьи 39.30 Земельного Кодекса;
- в заявительной документации не был прописан действующий кадастровый номер или к этому участку не был приложен специальный проект о межевании территорий, в рамках которых располагается конкретный участок земли;
- к заявлению не была приложена схема земли, если планируется образование соответствующего участка;
- имеются основания для закрытия процедуры, предусмотренные статьей 11.10 Земельного Кодекса РФ.
Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков
Стоит отметить, что, если в едином государственном реестре прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о границах земли, которую нужно передать, то это не может считаться прямым основанием для отказа. Эта норма в полной мере регламентируется Федеральным законом №361 от 3 июля 2019 года.
Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
Если предполагаемый к передаче участок земли предстоит образовать, но специальный проект о территориальном межевании отсутствует, то решение об утверждении схемы размещения конкретного участка принимается в то же время, когда составляется специальное постановление о передаче земли в пользу муниципалитета.
Каждый субъект Российской Федерации может претендовать на получение федерального имущества в постоянную собственность. Соглашение о передаче имущества в безвозмездную собственность или договор, по которому осуществляется аренда, могут быть расторгнуты по взаимному согласию сторон или в порядке судебного разбирательства.
Что нельзя
В соответствии с нормами действующего федерального законодательства некоторые земельные участки не подлежат передачи в муниципальную собственность. Например, среди них стоит выделить земли, которые предоставляются федеральным органам власти, их территориальным представительствам, казенным предприятиям и учреждениям, некоммерческим структурам в тех случаях, если на таких участках располагаются определенные имущественные объекты.
Не может быть передана и та территория, которая входит в состав охраняемых природных памятников государственного значения, лесных фондов, а также специальных эконмических зон, сформированных на основании норм Федерального Закона №116 от 22 июля 2005 года. Данный нормативный акт регламентирует именно экономические зоны на территории Российской Федерации.
Также блокируются операции, в рамках которых планируется передача участков, закрепленных под государственные нужды и занятых объектами федерального значения, которые в свою очередь предназначаются для размещения конкретного имущества в соответствии с утвержденной документацией в рамках планирования территорий.
Статья 556. Передача недвижимости
Невозможна передача земель, предназначенных для размещения федеральных структур кроме тех ситуаций, когда подается соответствующее заявления в пользу конкретного муниципалитета.
Стоит отметить, что руководители муниципальных органов не могут рассчитывать на получение земель, полномочия по распоряжению которыми возложены на представительства государственной власти федеративных субъектов.
3906
Земли федеральной собственности
В статье 17 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как федеральная собственность на земельные участки. К таким объектам относятся площади, которые находятся в полном распоряжении Российской Федерации и только государство имеет право ими пользоваться, но с соблюдением законодательных норм и положений.
Согласно закону, в федеральной собственности находятся земельные участки:
Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!
- Для Москвы и МО:
+7 499 938 42 16
- Для Санкт-Петербурга и ЛО:
+7 812 425 13 99
- Вся Россия:
+7 800 350 14 83
- признанные федеральным владением в законодательном порядке;
- ставшие собственностью государства в процессе разграничения территории или при пересмотре границ отдельных субъектов федерации;
- полученные РФ на гражданско-правовых основаниях и в установленном порядке.
Данные права на землю официально фиксируются в реестре прав на недвижимое имущество. Периодически возникают ситуации, когда требуется передача земельного участка в безвозмездное пользование от федерального органа к муниципальному. Земельный кодекс РФ предусматривает отдельную главу, регулирующую данный вопрос.
Заявление на безвозмездную передачу земли в муниципальную собственность
Процедура перевода федеральной территории в муниципальную начинается с подачи стандартного заявления.
Законом предусмотрена унифицированная письменная форма документа. Заявка составляется главой муниципального образования или высшим должностным лицом. Получателем является федеральное исполнительное ведомство, которое выступает в роли распорядителя и полноправного владельца земельного массива.
В заявке должны быть обязательно обозначены такие сведения, как кадастровый номер надела, если территория числится в государственном кадастре недвижимости, реквизиты собственника (органа, который будет предоставлять землю в собственность муниципалитета), суть вопроса.
Документы, подаваемые вместе с заявлением на безвозмездную передачу земли
Помимо заявки, заполненной гражданином собственноручно, может потребоваться дополнительный перечень документов:
- кадастровый план, если площадь стоит на учете в Росреестре;
- схема расположения территории, если межевание отсутствует;
Согласно п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, от заявителя не могут потребовать дополнительные бумаги.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка
Основным собственником земельного участка является федеральное исполнительное ведомство, по этой причине заявление на перевод территории из одной категории собственности в другую направляется именно ему.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность указан в ст. 39.30 и представлен следующими этапами:
- Главой муниципалитета оформляется заявление и необходимые документы к нему.
- Заявление с приложениями направляется в адрес федерального собственника земли.
- Не позже тридцати дней с момента подачи заявки, федеральный орган должен принять и оформить соответствующий акт о переводе площади в распоряжение муниципалитета или об отказе.
- Если принято решение об отказе, то в нем должны быть указаны причины отказа. Также федеральный собственник уведомляет Федеральный фонд содействия жилищному строительству о поступившем заявлении и принятом решении.
Отказ в безвозмездной передаче земельного участка в собственность
Земельное законодательство выделяет ряд конкретных оснований, которые могут стать причиной отказа в переводе площади в муниципальную собственность. К таковым относятся:
- Принадлежность земли к одной из групп территорий, которые не подлежат передаче.
- Отсутствие в заявлении кадастрового номера, межевого проекта или схемы расположения земельного участка ( в случае образования нового участка).
- Схема расположения участка не утверждена.
- Принадлежность земли одному из предусмотренных пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ субъектов при отсутствии оснований для прекращения этим субъектом пользования землей.
Несмотря на обозначенные причины, в некоторых ситуациях, они не могут стать основой для отказа. В том случае, если массив земли не зарегистрирован в Росреестре и отсутствуют сведения о его границах, решение о переходе территории не обязательно будет отрицательным.
Если участок будет в дальнейшем преобразован и межевой проект или схема на него отсутствуют, то схема утверждается на него в одно время с решением о переводе.
Решение оформляется в виде официального акта, где излагаются основания отказа в передаче земельной зоны. В качестве пояснительных бумаг, к решению прилагаются копии справок, выписок, заключений, обосновывающих принятие отрицательного решения.
Частный случай
Бывают частные случаи, в рамках которых территории, подлежащие передаче в распоряжение муниципалитета, предстоит образовать из другого земельного массива.
Чтобы это сделать, к заявлению потребуется приложить утвержденную схему или межевой проект, в котором будут обозначены границы нового участка. Дополнительно в заявлении обязательно требуется указать кадастровый номер начального участка, если образование нового участка происходило из надела, зарегистрированного в Росреестре.
Пример по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
Администрация г. Пскова обратилась в территориальное управление Росимущества с заявлением № 234-З о переводе в состав муниципальной собственности земельного участка под застройку. Т.к. участок должен был быть образован, записи в кадастре о нем не было. В соответствии с законом, к заявлению был приложен утвержденный проект межевания территории. По истечении 35 дней в адрес заявителя так и не было направлено решение о передаче земельного участка в собственность либо об отказе в передаче. Администрация муниципалитета обратилась в Арбитражный суд. В рамках рассмотрения дела представитель Росимущества настаивал на том, что ответчиком было вынесено решение, представив соответствующие документы. Однако суд установил, что указанные документы не имеют никакого отношения к заявлению № 234-З и направлены в ответ на более ранние обращения Мэрии. Таким образом, суд обязал ответчика устранить выявленные нарушения и принять соответствующее заявление.
Заключение
В итоге можно сделать несколько выводов:
- Федеральная собственность – это земля, которая принадлежит непосредственно государству, находится в его полном ведении и распоряжении.
- В некоторых случаях возникает необходимость в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
- Порядок перехода территории определен законодательно и содержит в себе несколько важных этапов.
- На начальном этапе оформляется стандартное заявление, в котором указывается кадастровый номер территории и прилагается межевая схема, если таковые имеются. Заявка рассматривается на протяжении тридцати дней с момента предоставления.
- В отдельных случаях в переходе земли может быть отказано. Это возможно в том случае, если требуемый участок принадлежит к территориям, не подлежащим передаче, или документы оформлены не должным образом.
- В решении об отказе должны быть указаны основания и причины. Если данные правила не соблюдены, то гражданин может оспорить предоставленный акт.
- В случае преобразования территории, решение о переходе и утверждение межевой схемы принимается одновременно.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Денис. Я работаю помощником главы муниципального образования.
Недавно мы подали комплект документов в территориальное управление Росимущества на передачу в муниципальную собственность земельного участка. Спустя некоторое время из федерального ведомства пришел ответ. » В передаче земельного участка отказано». В качестве основания для отказа было названо отсутствие приложенной схемы расположения участка. Законно ли такое решение федерального органа? Дело в том, что участок, который должен быть передан городу не планируется образовывать, соответственно, на него не требуется схема расположения.
Ответ: Здравствуйте, Денис. В сложившейся ситуации рекомендуем вам перепроверить комплект документов. Вероятно, произошла какая-то ошибка. Возможно, некорректно были оформлены документы. Действительно, если планируемый к передаче участок уже образован и имеет кадастровый номер, на него не требуется утвержденная схема расположения в соответствии с п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ. Если с документами все в порядке, то Вам лучше обратиться в территориальное управление указанного ведомства и обсудить данный вопрос.
Список законов
- Статья 17 ЗК РФ
- Статья 39.30 ЗК РФ
- Статья 39.31 ЗК РФ
Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас
Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:
- Для Москвы и МО:
+7 499 938 42 16
- Для Санкт-Петербурга и ЛО:
+7 812 425 13 99
- Вся Россия:
+7 800 350 14 83
Муниципальная собственность — это одна из форм владений, при которой правомочия пользования, владения и распоряжения принадлежат органам местной власти. А как образовываются такие земли и могут ли они переходить в другую форму собственности — рассмотрим в этой статье.
Какие земли находятся в собственности у муниципалитета
Участки, находящиеся в собственности местных властей, регулируются следующими законодательными актами:
- Гражданский Кодекс;
- Закон о крестьянском хозяйстве;
- Земельный Кодекс, Закон о личном подсобном хозяйстве.
Кроме того, информацию о торгах можно посмотреть на Официальном сайте Российской Федерации, а также на сайтах местных администрации в части распоряжения органов самоуправления.
Основаниями для возникновения такого вида владений будут:
- признание такими на основании федеральных законов;
- земли, приобретённые согласно гражданскому законодательству;
- если участки разграничили из государственной собственности;
- когда на землю нет правоустанавливающих документов и она не относиться к государству;
- если нет владельца или он отказался от своих прав, то есть надел бесхозный;
- те, что были бесплатно отданы из федерального земельного фонда.
Другими словами муниципальной собственностью будут участки, расположенные в пределах города, поселения, которые не принадлежат государству, частным лицам, юридическим фирмам, не являются федеральным объектом.
Виды муниципальной собственности на землю
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните: Москва +7(499)350-80-59, Санкт-Петербург +7(812)309-94-01.
Земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, охраняются государством и условно подразделяются на такие подвиды:
- участки общего пользования. На них могут находиться люди, пользоваться природными ресурсами;
- закрытые земли.
Муниципальные участки не подразделяются на разные виды, считаются едиными и имеют одно предназначение — обеспечить отдых, проживание, работу населению.
Субъекты и объекты муниципальной собственности на землю
Объектами муниципальных владений являются земли, переданные государством местным властям или полученные ими в следствии разграничения участков. Такие наделы могут находиться как в пределах муниципалитета, так и за его границами.
Субъектами таких владений станут органы власти города, посёлка, района и других населённых образований. Они имеют право распоряжаться землёй в рамках действующего законодательства.
Как муниципалитет может распоряжаться данными земельными участками
Вставьте сюда свой текст
Администрация населённых пунктов имеет право на муниципальных землях осуществлять такие действия:
- предоставлять участки гражданам в пожизненное наследуемое владение;
- отдавать землю физическим лицам в срочное использование;
- сдавать в аренду организациям и компаниям, гражданам;
- предоставлять землю в бессрочное использование;
- обмениваться наделами между населёнными пунктами;
- продавать землю на торгах или аукционах;
- отчуждать участки.
Деньги от сдачи или продажи земель в аренду поступают полностью в бюджет субъекта РФ.
Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности
Образование участка из владений муниципалитета происходит несколькими способами:
- раздел;
- выделение;
- объединение;
- перераспределение.
В каждом из способов есть свои нюансы. Так, запрещено объединять участки муниципальной собственности и предоставленные в бессрочное пользование или безвозмездное срочное использование. Но это правило не действует, если земля предоставляется на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования одному человеку.
Запрещается перераспределять участки между физлицами или юрлицами и муниципалитетом, но только если это не происходит на застроенной территории для её развития, или не для размещения капитальных строений.
Когда земля образовывается путём раздела и объединения, то обязательно необходимо разрешение местной администрации.
Для этого землевладелец, землепользователь или арендатор обращается с заявлением в местные органы самоуправления. К своей письменной просьбе прилагают такие официальные бумаги:
- кадастровый паспорт;
- правоустанавливающие документы.
После получения утвердительного ответа, решение местных властей надо зарегистрировать.
За всю процедуру необходимо будет заплатить только госпошлину при регистрации участков. Но если в результате площадь территории станет больше, то эта процедура будет уже платной и её стоимость определяется распоряжениями местной администрации.
Можно ли
продать долю ребенка в квартире
вы узнаете в нашем материале.
Про документы нужные для оформления купли-продажи вы узнаете в нашей тематической статье.
Узнать кадастровую стоимость можно достаточно просто, нужно просто прочитать наш материал.
Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную
Землю, находящуюся во владении муниципалитета, есть вероятность получить в личную собственность. Сделать это можно на двух основаниях:
- платном и тогда стороны заключают между собой договор;
- бесплатном, что будет поводом для отвода и госрегистрации.
При выделении земли придерживаться надо такого порядка:
- подготовить схему размещения участка;
- подать в местную администрацию предварительное заявление;
- получить разрешение на выделение участка;
- обеспечить кадастровые работы;
- поставить участок на кадастровый учёт;
- подать заявление о предоставление участка. К нему приложить кадастровый паспорт;
- заключить соглашения аренды, купли-продажи или бессрочного использования;
- зарегистрировать участок.
Все заявления подаются несколькими способами:
- принести лично;
- отправить почтой;
- подать электронную заявку в интернете.
А вот передать муниципальные земли государству уже нельзя.
Муниципальными землями распоряжается местное самоуправление. Их можно получить в частную собственность, пройдя определённую процедуру.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-80-59, Санкт-Петербург +7(812)309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.