Содержание закона о кадастровом учете земельных участков

Статья 25. Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости и учета частей объектов недвижимости

1. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.

2. Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

2.1. Орган кадастрового учета снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с частью 9 статьи 47 настоящего Федерального закона, в случае снятия с учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования.

3. Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка).

3.1. Если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее — смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В случае, если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона.

4. Если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы. Правила настоящей части не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.

4.1. Орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).

4.2. Орган кадастрового учета при поступлении в порядке информационного взаимодействия копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляет постановку на учет такого объекта в сроки, установленные статьей 17 настоящего Федерального закона.

5. После государственной регистрации права собственности на здание или сооружение допускается снятие с учета помещения, расположенного в таком здании или сооружении, на основании заявления собственника здания или сооружения либо его представителя и необходимых для кадастрового учета документов. Этим собственником или его представителем может быть представлено в орган кадастрового учета заявление о снятии с учета одного, одновременно двух и более либо всех принадлежащих этому собственнику помещений в таком здании или сооружении. При этом представлять предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона документ не требуется.

6. После государственной регистрации права собственности на квартиру орган кадастрового учета снимает с учета комнаты в такой квартире.

7. При осуществлении кадастрового учета здания или сооружения в связи с прекращением его существования орган кадастрового учета одновременно снимает с учета все помещения в таком здании или сооружении. Основанием для снятия с учета этих помещений является заявление о снятии с учета такого здания или сооружения.

8. При осуществлении кадастрового учета помещения в связи с прекращением его существования, если представленный с заявлением о снятии с учета этого помещения акт обследования подтверждает прекращение существования в целом здания или сооружения, в которых было расположено это помещение, орган кадастрового учета снимает с учета такое здание или сооружение и все расположенные в нем помещения. Основанием для снятия с учета такого здания или сооружения и всех расположенных в нем помещений является указанное заявление.

9. Постановка на учет объекта недвижимости, созданного на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо гаража или иного объекта недвижимости, для строительства, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Правила настоящей части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов. Если при этом заявителем является гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, правом пожизненного наследуемого владения или правом постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, в пределах которого расположен указанный объект недвижимости, вместо предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона документа может быть представлена составленная и заверенная этим гражданином декларация об указанном объекте недвижимости. Форма данной декларации и состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

10. Особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Особенности осуществления кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также земельных участков, предназначенных для размещения таких автомобильных дорог, могут быть установлены федеральным законом.

11. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права. Если по истечении пяти лет со дня завершения учета части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением об учете части объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением об учете части объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению. Правила настоящей части не применяются, если ограничение (обременение) вещного права не подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

12. Учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений.

13. В случае государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на земельный участок, в связи с установлением которого была образована и поставлена на учет часть земельного участка, снятие с учета данной части земельного участка осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на соответствующий земельный участок при отсутствии сведений о том, что на данную часть земельного участка зарегистрировано другое ограничение (обременение) вещного права.

Действующее законодательство устанавливает, что для проведения каких-либо сделок с земельными участками предварительно нужно в обязательном порядке ставить их на государственный кадастровый учет.

Различные нормативные акты достаточно подробно регулируют необходимость оформления территорий, а также порядок получения всей необходимой документации, которая может в дальнейшем потребоваться при проведении различных операций.

В частности, стоит разобраться в том, на что указывает федеральный закон о кадастровом учете земельных участков.

Нововведения в правилах

Власти продолжают вносить различные корректировки в действующее законодательство, главной целью которых является упорядочение отношений, присутствующих в действующей земельной сфере. Чиновники стараются минимизировать количество участков, не оформленных на государственный учет, что в конечном итоге должно будет положительно отразиться на поступлении налогов со стороны граждан и юридических лиц.

Помимо этого, планируется также обеспечить более эффективную фиксацию существующих границ земельных участков за счет внесения соответствующих корректировок в действующий государственный кадастр.

Начиная с 1 января 2019 года, будет действовать запрет на какое-либо распоряжение земельными участками, если по данной территории не была проведена процедура определения месторасположения границ. Собственники земельных участков, которые не будут своевременно проводить процедуру межевания земельных участков, потеряют возможность заниматься дарением или продажей своих участков.

Наличие у человека права собственности никоим образом не скажется на действии данной нормы, и проводить межевание должны будут даже владельцы тех участков, которыми территория не была поставлена на учет до 2008 года, то есть, когда эта процедура в принципе еще была необязательной.

После того, как будет проведена стандартная процедура межевания, владельцу земельного участка будет предоставлена соответствующая кадастровая выписка. На данный момент эксперты говорят о том, что более 50% участков, зарегистрированных на кадастровый учет, по сегодняшний день не имеют уточненных границ, и в частности, данная ситуация связана с тем, что была введена упрощенная процедура регистрации.

Механизм «дачной амнистии» изначально разрабатывался для того, чтобы упростить процедуру регистрации земельных участков. В частности, амнистией смогли воспользоваться те граждане, которые не имели ранее полного пакета необходимой документации.

Скачать ФЗ №93 О дачной амнистии

Детали, указанные в законе о кадастровом учете земельных участков

Новый Федеральный закон №221-ФЗ включает в себя достаточно большое количество норм, в связи с чем стоит ознакомиться с ключевыми его особенностями для того, чтобы принять во внимание основные нюансы.

Общие положения

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с ведением государственного кадастра недвижимого имущества и соответствующей деятельности. Государственный кадастр представляет собой систематизированный перечень информации о различном недвижимом имуществе, которое было зарегистрировано в соответствии с установленными правилами, а также данных о прохождении Государственной границы России.

Государственным учетом недвижимости признаются действия уполномоченных сотрудников соответствующего органа по внесению всей необходимой информации о различной недвижимости, которой подтверждается существование этих объектов с различными характеристиками, через которые можно будет определить такие объекты как индивидуально-определенную вещь или же подтвердить факт того, что указанный объект перестал существовать.

Кадастровая деятельность представляет собой выполнение различных действий по отношению к определенной недвижимости в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, результатом которых является подготовка документации, в которой содержится вся необходимая информация для ведения кадастрового учета.

В соответствии с Федеральным законом ведется кадастровый учет земельных участков и любой недвижимости. которая на них находится, но при этом его положения не будут использоваться по отношению к участкам недр, морских и воздушных судов и других аналогичных комплексов.

Ведение госнедвижимости

Кадастровый учет и ведение соответствующего реестра недвижимости осуществляется специализированным органом исполнительной власти, который получает соответствующие полномочия в соответствии с Конституцией и конституционным законом №2-ФКЗ, опубликованным 17 декабря 1997 года.

Полномочия, прописанные в данном Федеральном законе, предусматривают возможность их передачи подведомственным государственным учреждениям.

Для того, чтобы обеспечить реализацию правил, установленных действующим законодательством, государственные учреждения будут считаться органами кадастрового учета, причем указанные положения будут использоваться по отношению к указанным учреждениям, так как существо соответствующих правоотношений не предусматривает каких-либо противоречащих этому норм.

Прием заявлений о кадастровом учете и всевозможных запросов о предоставлении информации осуществляется при необходимости не только через территориальное отделение соответствующего органа, но и через многофункциональные центры.

Порядок, в соответствии с которым осуществляется передача полученных заявлений многофункциональным центром, устанавливается в соответствии с тем, который был установлен Правительством России в соглашении о взаимодействии.

Обжалование решения

Если было вынесено решение об отказе в регистрации определенной недвижимости на кадастровый учет, ее собственник имеет полное право на то, чтобы обжаловать данное решение в судебном порядке.

Данная процедура может быть проведена как непосредственно самим заинтересованным лицом, так и его законным представителем или же уполномоченным кадастровым инженером, в обязанности которого входило оформление межевого и технического планов, а также другой документации, предоставленной для ведения кадастрового учета.

Случаи отказа и исправления

Отказ в проведении кадастрового учета может осуществляться только в соответствии с теми правилами, которые устанавливаются данной статьей.

Орган кадастрового учета может принять решение об отказе в удовлетворении поданного заявления о постановлении территории на учет в том случае, если:

  • имущество, которое должно быть зарегистрировано, не относится к категории недвижимости;
  • недвижимость, о кадастровом учете которого было подано прошение, формируется из определенного объекта или же нескольких объектов недвижимости, раздел или выдел доли в натуре которых не предусматривается в соответствии с требованиями, прописанными федеральным законодательством;
  • объект недвижимости сформирован из объекта недвижимости, данные о котором были временно внесены в кадастровый реестр;
  • у обратившегося лица нет полномочий на подачу такого заявления;
  • истек срок приостановления кадастрового учета, и при этом не были устранены обстоятельства, из-за которых было принято решение о приостановлении;
  • межевой план и другие документы оформлены с противоречиями действующему законодательству;
  • на момент подачи заявления перестала действовать схема расположения земельного участка.

Что входит в перечень ошибок

В перечень кадастровых ошибок можно занести технические ошибки в введенной информации или кадастровые ошибки в указанных сведениях.

Если кадастровая ошибка была внесена в государственный реестр на основании документации, которая была предоставлена заявителем для ведения кадастрового учета, то в таком случае в соответствии с нормами, указанными в статье 28 Закона о кадастре, ее нужно будет устранять в том порядке, который определяется для учета изменений соответствующей недвижимости.

Если же кадастровая ошибка появилась в реестре из-за документов, поступивших в орган в порядке информационного взаимодействия, решать ее будут в соответствующем порядке.

Последствия для владельцев

Отсутствие межевания в конечном итоге может привести к тому, что человека лишат права собственности на указанное имущество, потому что в судебной инстанции просто признают данную недвижимость ничейной. В такой ситуации в дальнейшем уже распоряжаться земельным участком будут территориальные органы власти.

Помимо этого, должна будет повторно проводиться процедура оценки участков, на основании которой будет осуществляться расчет суммы налога.

Закон о кадастровом учете земельных участков был обновлен с начала 2017 года, теперь процедура государственной регистрации и оформление права собственности аграрные наделы оформляется проще и быстрее. Документы по ЗУ — межевой план, кадастровый план были реструктуризированы, согласование и объединение границ земельных участков не изменилось, были внесены изменения в согласование границ земельных участков, чьи пределы прерываются другими аграрными территориями.

Новый закон о земельном кадастре с 1 января 2017 года

С января текущего года, начал действовать обновленный ФЗ номер 218 — о госучете недвижимости. В нем регламентирован порядок госучета права владения гр. РФ на земельный участок, выделенный для ИЖС или хозяйственно-подсобных работ. Новый порядок, установленный статьей 49. ФЗ № 218, устанавливает процесс госрегистрации земли. Это актуально для тех, у кого акт о разрешении владеть земельным участком, выдан еще в 90-е годы.

По новым правилам период регистрации права владения земельным участком сократился с 21 до 7 дней. Уменьшился срок выдачи кадастровых справок ЕГРН. С января 2017 года, информационные базы ЕГРП объединяются, получить право владения земельным участком можно в каждом отделе МФЦ. Акт на недвижимость аннулируется, его заменяет справка из ЕГРН. Еще стоит помнить о правилах проведения кадастровых работ по межеванию земельного участка.

Государственная кадастровая регистрация и регистрация права владения теперь проводятся одновременно, по одному заявлению. Это значительно экономит временные ресурсы граждан. После подачи заявления за 10 календарных суток, специалисты Росреестра оформляют кадастровую регистрацию и регистрацию права собственности. Это актуально для ранее незарегистрированных участков, аннулирующихся земель, чьи права занесены в Единый Государственный Реестр Недвижимости. Теперь выписки из ЕГРН выдаются всего за 72 часа, со дня обращения.

По новому закону, если в рассмотрении документов, выдаче справок отказано по неправомерным причинам, нарушены сроки рассмотрения и выдачи выписок, допущены ошибки в составлении документации, то за это предусмотрена административная ответственность для виновных. Единственная правомерная причина отказа в приеме документов на рассмотрение — не установление личности заявителя.

О бессрочном пользовании земельным участком рассказано здесь.

Изменения в законе

Приказом № 921 от Минэкономразвития РФ утверждены новые положения о межевании и объединении аграрных наделов, в частности о структуре межевой схемы и акта согласования границ ЗУ.

Документ составляется в электронной форме, с электронной подписью кадастрового специалиста или в бумажном виде. Регламентирован процесс составления плана межи для наделов, пределы которых — соединение очертаний, разделенных друг с другом соседними аграрными наделами. В новом межевом плане изменился состав документа, появились новые пункты и уточнения по согласованию границ ЗУ.

К структуре межевого плана добавлен раздел о информации о образуемом аграрном наделе, измененном, уточняемом и его долях. В плане будут указаны пункты — сведения о поворотных точках, формируемых им, обозначения земельного участка, с подстрокой — «Зона номер…». Обновлен раздел информации о пределах аграрных наделов. В план вносится информация о внешних и внутренних границах земельного участка.

Информация о местоположении аграрного удела вписывается по нормам ФИАС.
Через документ ОМС адресную информацию в межевую схему можно вписать, если в государственном адресном реестре адрес аграрного надела, не присвоен ему до начала действия Постановления номер 1221. Межевой план, включает в себя сведения о том как земля будет использоваться. Цели указаны по зонам ЗУ.

В акте согласования пределов аграрного надела и характерных пределов указывается кадастровый номер, площадь и расположение его границ, а так же кадастровые номера смежных участков. Порядок согласования границ и объединения наделов остался неизменным.

Тем, у кого свидетельство на право собственности выдано раньше 2002 года, необходимо обратиться в ЕГРН для обновления документа, и содержащихся в нем сведений, согласно новой структуре межевого плана и акта согласования границ.

Дополнительно стоит прочитать про исправление кадастровой ошибки.

Скачать закон

ФЗ № — 218, принятый 3.07.2015. существенно модернизировал у ускорил процедуру государственной регистрации и постановки недвижимого имущества на кадастровый учет. Обновленный ФЗ о государственном кадастровом учете вступил в действие с 01.01.2017. Ознакомиться с ним может любой пользователь Интернета.

Скачать закон ФЗ-218

Комментарии к закону

Новый закон о государственном кадастровой учете земельных участков, позволил обновить и дополнить информацию о земельных уделах и жилых объектах недвижимости, полученных из ФКП и Росреестра. Объединение и переработка этих данных дали полные сведения о объектах недвижимого имущества.

Скачать комментарии

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: