Условия прекращения права бессрочного пользования земельным участком

Земельный кодекс>Глава VII Земельного кодекса. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ >

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п. п. 3 — 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.

Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него. Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ .

———————————

См., напр.: п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

3. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, из-за ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом, если до последнего времени действовало правило, что решение о принудительном прекращении прав на земельные участки должно приниматься только судом, упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым федеральными законами из этого правила могут быть установлены исключения. В частности, в рассмотренной в предыдущем пункте комментария к данной статье ст. 3.2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. принято решение о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства. Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с настоящим пунктом. Если же право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.

На первый взгляд может показаться, что бессрочное право на пользование участком позволяет владельцу без ограничений распоряжаться землей. Но это не совсем так. Ограничения накладываются в зависимости от условий, например, использование земли разрешается только в установленном законом порядке.

Земля – это один из самых ценных ресурсов страны, поэтому расходовать их необходимо внимательно. Для этого и создаются регулирующие правила, которые определяют условий для бережного ухода за территорией и ее использования в определенных целях.

Все это создает ситуацию, при которой гражданин может потерять прав на пожизненное пользование земельным участком. Чтобы не потерять территорию, необходимо знать обстоятельства, порядок и случаи, когда земля была изъята из собственности.

Основания согласно закону

Вопросы, связанные с прекращением права собственности на территорию, регулируются ЗК РФ. Нормативный акт содержит в себе информацию об основаниях, опираясь на которые может быть снято право бессрочного пользования, а также ответственность за нарушение пунктов договора. Подробная информация изложена в статье №45 ЗК РФ.

Прекращение действия прав на бессрочное пользование участком содержится в статье №53, где описан весь процесс, если он происходит по личной инициативе владельца. При изъятии территории будут применяться условия, включенные в статью №54, где собрана исчерпывающая информация по проведению процедуры.

При передаче права бессрочного пользования землей составляется специальный договор. Его можно сравнить с договором аренды, только рассмотрение оплаты происходит в рамках отдельного документа. Регулируется договор согласно законодательным актам ГК РФ.

Глава №29 содержит в себе информацию для изменения договора или его расторжения. Регулирующие правила из этой главы будут являться одним из вариантов определения возможного способа прекращения действия договора, и снятия права пользования территорией.

Кроме этого, регулируется вопрос и при помощи ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он определяет правила для управления землями, которые находится во владении организаций, занимающихся ведением сельскохозяйственного производства. Некоторые условия могут быть внедрены и местным законодательством, которое не должно противоречить основным правилам.

Выписка из ЕГРЮЛ

Межевание садовых участков

 проводится согласно действующему законодательству.

Вследствие чего может быть отказ администрации в перераспределении земельного участка — читайте далее.

Какие существуют обязательства

Земельно-правовая ответственность определяет обязательства каждого владельца участка, даже на бессрочной основе.

Основания прекращения права бессрочного пользования земельным участком:

  • Участок был использован не по назначению, которое определяется его принадлежностью к определенной категории земель. Каждый участок относится к категории индивидуально, все они имеют определенный список возможных действий, полный список можно найти в статьях №7 и №8 ЗК РФ. Изменение целевого назначения запрещается законодательными актами.
  • Участок использовался так, что это привело к снижению плодородия в крупных масштабах. Сюда также относится ухудшение экологической обстановки. Правило сохранения плодородности почвы может использоваться только для земель, которые относятся в категории земель, пригодных для сельскохозяйственных целей. А ухудшение экологической обстановки относится к любому участку. Возможные правонарушения, связанные с экологией:
    • Отравление, загрязнение, порча и уничтожения плодородного слоя после использования удобрений, ядохимикатов, опасных химических веществ, опасных биологических веществ. Урон может быть нанесен умышленно, например, при использовании, и случайно, например, при транспортировке. Кроме изъятия самого участка, владелец должен будет выплатить штраф, который определяется согласно статьям №77-79 Закона об охране окружающей среды.
    • Нарушение определенных правил для использования земель особо охраняемых территорий природного, исторического, культурного назначений, которые являются особо ценными участками. Согласно этому правилу, нарушение регламента возможно сразу в двух случаях.
    • Почва территории не защищалась согласно определенным правилам обязательных мероприятий для улучшения качества земель. Наказание следует только в случае постоянного невыполнения обязанностей, хотя в самих правилах не уточняется, какой именно смысл вкладывается в слово «систематический» и как определяется. То есть в каждом случае будет определяться систематичность в индивидуальном порядке.
    • Владелец земельного участка систематически не выплачивает земельный налог. На самом деле, согласно законодательству РФ, нет условий, согласно которым гражданин может быть лишен прав при невыплатах налогов. Ему могут установить санкции в виде штрафа.
  • Земельный участок не был использован в течение какого-то времени. Если участок принадлежит к категории земель для ИЖС, то гражданин, получивший территорию в собственность, должен в течение трех лет начать строительство. Если же на это повлияли посторонние факторы, из-за которых участок не мог использоваться по назначению (например, из-за последствий стихийного бедствия), то участок остается в собственности гражданина.

Важные обстоятельства

Обстоятельства, по которым может произойти прекращение права бессрочного пользования участком в 2019 году:

  • Владелец добровольно отказывается от участка. Как правило, такой выбор делают граждане с теми территориями, которые являются сложными в освоении и легче отказаться от недвижимости. В таком случае земля просто уходит во владение муниципалитету.
  • Желание приватизировать землю или оформить договор купли-продажи. Тогда владелец станет полноправным собственником.
  • Нарушены нормы владения, либо участок используется не по назначению.
  • Когда гражданин из-за проблем со здоровьем или старости не имеет физической возможности ухаживать за участком. Вследствие чего земля забрасывается. Или когда после смерти владельца не получается найти человека, который бы имел право унаследовать землю. Эти условия позволяют прекратить бессрочное пользование участком.

Решение об изъятии прав принимается муниципалитетом, основываясь на одном из четырех обстоятельств. Если было место прекращению пользования в одностороннем порядке, то, скорей всего, заявление было подано от третьих лиц. Сам муниципалитет не выискивает заброшенные участки, а соседи всегда беспокоятся о том, не повлияет ли ситуация на смежной территории на их собственность.

Заявление составляется заинтересованным гражданином. Поданная заявка рассматривается, проверяется информация, которая подтверждается или опровергается. Для прекращения действия прав потребуются достаточные основания. Любое решение суда является принудительным.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Порядок прекращения права бессрочного пользования земельным участком

Порядок прекращения правила бессрочного пользования земельным участком регламентируется статьями №53 и 54 ЗК РФ. Если гражданин желает добровольно отказаться от права владения, то он должен составить заявление и подать его в муниципалитет. Правила подачи заявления едины для физических и юридических лиц.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • паспорт заявителя;
  • если используется доверенное лицо, то должно присутствовать соответствующее разрешение от владельца, заверенное нотариусом;
  • юридическое лицо нуждается в предоставлении копии документов, которые подтвердят, что процедура юридического лица была пройдена, например, выписка из ЕГРЮЛ;
  • кадастровый паспорт;
  • кадастровый план;
  • кадастровый номер;
  • документ, которые подтверждают прав лица на пользование землей.

Статья 236. Отказ от права собственности

После того, как полный пакет был передан вместе с заявлением в уполномоченные органы, в течение одного месяца будет принято решение. Если же гражданин приложит недостаточный пакет документов, то органы пошлют запрос в уполномоченные структуры, либо самому заявителю. Это напрямую повлияет на сроки проведения работ по снятию права пользования.

Если гражданин не сможет представить требуемые документы в течение одного месяца, то запрос на изъятие прав отклоняется. Для возобновления рассмотрения прошения придется вновь оформлять заявление и подавать его в соответствии со всеми требованиями.

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Принудительное прекращение права проводится в соответствии с регламентом, установленным в статье №54 ЗК РФ. Согласно кодексу, если участок является объектом, которым пользуются государственные или муниципальные учреждения, то изъятие может быть проведено уполномоченными органами без судебного разбирательства. Но при условии, что будет установлен факт нарушения правил.

Скачать образец заявления об отказе от права собственности на земельный участок

При предоставлении бессрочного права пользования частному лицу, то изъятие возможно только по решению суда. Гражданин, в отношении которого было применена схема изъятия, может в течение десяти рабочих дней обжаловать решение суда.

Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Если же следует изъять земли, находящиеся в бессрочном пользовании у научных учреждений или специализированных организаций, то решение по каждому объекту будет приниматься в индивидуальном порядке. Для этого проводится анализ доказательств и ситуации.

Реализация через отказ

Отказ от участка на добровольной основе составляется согласно следующему плану:

  1. Отправиться в комитет.
  2. Составить заявление и приложить к нему документы.
  3. Ожидание решение комиссии в течение тридцати дней.
  4. Получение копии решения в течение трех дней.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Отказ от участка принудительным путем:

  1. После определения оснований, по которым гражданин неправильно вел эксплуатацию земельного участка, на него будет наложен штраф и взято обязательство устранить последствия халатности.
  2. В связи с этим выдается предупреждение, в котором можно найти следующую информацию:
    • список нарушений;
    • период, за который необходимо устранить нарушения и последствия;
    • указание, к чему может привести бездействие;
    • права, доступные гражданину в случае старта судебных разбирательств.
  3. Невыполнение требований приведет к судебному разбирательству.
  4. По истечении десяти дней будет отправлен акт о государственной регистрации в организацию.
  5. Даже если гражданина лишили прав, то он будет обязан выплатить штраф.
  6. Обжалование возможно в течение десяти рабочих дней.

Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд

Возможности после суда

Решение суда выносятся на основании статьи №54 ЗК РФ. Согласно статье, прекращение права пользования проводится согласно двух этапам: взыскание штрафа и обязательство исправить ситуацию в сложившиеся сроки, если гражданин проигнорировал прошение, то дело передается в суд. При желании решить дело мирно, гражданин должен как можно скорее устранить последствия халатного владения участком.

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Так как вероятны случаи, когда администрация принимает более крупные решения по отношению к мелким нарушениям, землепользователь может обратиться в суд. Для этого он должен подать иск в течение десяти дней после принятия решения судом.

Право постоянного бессрочного пользования земли в настоящее время теряет свою распространенность, несмотря на очевидные удобства, так как это один из вариантов использования земельного участка, когда он не находится в собственности у пользователя, но и не взят в аренду.

Через пять лет после заключения договора использования можно написать заявление на оформление права собственности на участок.

Однако право постоянного бессрочного пользования может быть прекращено. Как именно происходит процесс прекращения такого права и какие последствия могут возникнуть?

Законодательное регулирование

Законодательное регулирование процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования землей происходит в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются основания для прекращения такого права, а также варианты ответственности за нарушение условий договора.

Так, основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования изложены подробно в рамках статьи 45 этого нормативного акта.

Если говорить о порядке прекращения такого права, то следует отметить статью 53, в которой рассматривается весь пошаговый процесс, но в том случае, если отказ от права происходит на добровольной основе.

Если же речь идет об изъятии участка из обращения у того лица, которому он был предоставлен, то здесь необходимо рассматривать положения статьи 54, которая тщательно регламентирует весь процесс.

Так как при оформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком происходит составление договора использования (он сродни договору аренды, однако вопрос размера и порядка выплаты арендной платы рассматривается отдельно, возможно, даже в рамках отдельного соглашения), регулирование этой стороны взаимоотношений между пользователем и государством происходит в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Глава 29 посвящена изменению и расторжению заключенного договора.

Соответственно, именно эта часть данного нормативного акта будет выступать в качестве еще одного регулятора процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования на выделенный земельный участок.

Кроме двух указанных законов, регулирование вопроса прекращения права постоянного бессрочного пользования происходит с помощью Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” в той его части, которая касается именно земель, используемых для организации сельскохозяйственного производства.

Кроме того, говоря о процессе регулирования процедуры прекращения права постоянного бессрочного пользования на землю, необходимо упомянуть также и местное законодательство, которое также может контролировать весь процесс.

Однако его использование возможно в том случае, если оно не вступает в противоречие с федеральным законодательством.

Виды прекращения постоянного бессрочного пользования

Прежде чем рассматривать варианты прекращения права постоянного бессрочного пользования землей, необходимо рассмотреть, что подразумевается под правом постоянного бессрочного пользования землей.

Этот вид использования земельных участков сохраняет свою актуальность ещё с периода советской России, когда это был единственно возможный вариант обладания этим ресурсом.

Суть этого типа использования земли заключается в том, что владелец (в ограниченном масштабе можно говорить о том, что у участка есть владелец) участка может только использовать землю, но передать его по наследству или подарить участок возможностей очень мало — эти права можно реализовать только после выкупа участка.

Прекращение права постоянного бессрочного пользования землей регулируется действующим земельным законодательством.

В соответствии со статьями 53 и 54 Земельного Кодекса выделяют два основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования:

  • Добровольный отказ пользователя от своего права;
  • Принудительное изъятие участка из пользования.

Других вариантов прекращения права постоянного бессрочного пользования землей современное законодательство не предусматривает.

Добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования землей может быть оформлен лицом, обладающим таким правом, в любой момент времени с начала действия этого права.

Оформляется он специальным заявлением, направленным в уполномоченные органы власти, которые занимаются распределением недвижимого имущества.

Отказ на добровольной основе от права постоянного бессрочного пользования землей может быть вызван разными причинами (например, невозможность владельцем ухаживать за участком в полной мере так, чтобы его плодородие не уменьшалось или нежелание заниматься участком).

Независимо от того, какая именно причина вынудила владельца отказаться от участка и права его использования, в заявлении на отказ эта причина не должна указываться, а требование ее отражения является незаконным.

В том случае, если после смерти наследодателя в права наследования никто не вступил, то прекращение эксплуатации участка также будет рассматриваться как добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования, но осуществленный владельцем при жизни (точнее, в день, предшествующий смерти).

Если говорить о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то для него может быть ещё один вариант — желание пользователя приобрести участок в собственность путем приватизации или выкупа его в соответствии с нормами действующего законодательства.

Вторым вариантом прекращения права постоянного бессрочного пользования будет принудительное изъятие.

Для его осуществления государственные органы должны руководствоваться статьей 54 Земельного Кодекса.

Эта статья регламентирует порядок осуществления изъятия, в то время как основания для осуществления прекращения права постоянного бессрочного пользования землей зафиксированы в статье 45 указанного нормативного акта и включают в себя следующие положения:

  • Использование земельного участка в целях, которые нарушают принадлежность надела (например, на сельскохозяйственных землях осуществляется строительство многоквартирного жилого дома), то есть нецелевое использование предоставленного участка;
  • Порча земли, которая приведет к невозможности ее дальнейшего использования, независимо от ее целевого назначения;
  • Такое использование участка, которое приводит к существенному снижению плодородия земли или ухудшению качества производимых на ней продуктов;
  • Невыполнение обязанностей по обязательному сохранению плодородия земель, их охране и рекультивации;
  • Отказ от выполнения обязанностей по приведению выделенного участка в то состояние, которое позволит использовать его в дальнейшем по прямому назначению, определенному принадлежностью участка к его целевому фонду.

В том случае, если уполномоченные органы государственной власти на уровне субъекта или исполнительные органы власти муниципалитета выявляют в ходе проводимой проверки хотя бы одно из перечисленных нарушений в использовании выделенного земельного участка, они могут инициировать процедуру принудительного изъятия земли.

Порядок прекращения права постоянного бессрочного пользования

Для добровольного и принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования существуют свои алгоритмы, строго регламентированные статьями 53 и 54 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Так, если речь идет о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то лицо, которое решило совершить такое действие, должно подать соответствующее заявление в орган исполнительной власти субъекта (если земля принадлежит субъекту федерации) или в муниципалитет (если распределение участков происходило на уровне муниципального образования).

Такое заявление должны подавать все пользователи землёй независимо от того, являются они юридическими или физическими лицами.

Для того, чтобы не уполномоченный орган принял соответствующее решение, заявление об отказе от права постоянного бессрочного пользования должно сопровождаться ещё определенными документами, к которым будут относиться:

  • Документы, подтверждающие личность подавшего заявление лица (а в случае, если действия осуществляются по доверенности, например, в качестве представителя юридического лица, то ещё и доверенность, в которой будут четко указаны все полномочия, которыми доверенное лицо наделено);
  • Для юридического лица потребуется копия документов, подтверждающих прохождение процедуры регистрации юридического лица (например, выписка из ЕГРЮЛ);
  • Кадастровые документы на участок (кадастровый паспорт и копия кадастрового плана, где будет указано расположение участка и его индивидуальный кадастровый номер);
  • Документы на участок, удостоверяющие права заявителя на использование конкретного участка (а в случае отсутствия таковых необходимо предоставить копию решения руководителя исполнительного органа о предоставлении земельного участка в пользование).

В течение тридцати дней с момента подачи заявления в соответствующие органы, руководителем этого органа принимается решение о прекращении действия права постоянного бессрочного пользования на основании поданного заявления и всех приложенных к нему документов.

В том случае, если каких-то бумаг не хватает, они либо запрашиваются в соответствующих подразделениях уполномоченных органов, либо у заявителя.

Если они не могут быть предоставлены в месячный срок с момента регистрации подачи заявления, то в рассмотрении вопроса о прекращении права постоянного бессрочного пользования отказывается, а заявление направляется на исправление просителю.

Этот момент достаточно часто носит отрицательный характер, так как может существенно увеличить срок оформления в собственность участка, который раньше находился в постоянном бессрочном пользовании.

Если речь идет о принудительном прекращении права, то осуществление такой процедуры должно происходить в строгом соответствии со статьей 54 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, если участок находится в пользовании у казенных, государственных или муниципальных учреждений, то он может быть изъят уполномоченным органом без обращения в суд, если будут выявлены нарушения в эксплуатации участка (например, в отношении участка совершались действия, которые негативным образом сказываются на плодородии почв).

Если участок предоставлен для использования частному лицу, а также если Едином реестре прав на недвижимость содержится информация о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование конкретному человеку (например, прошёл регистрацию составленный договор использования земли), изъятие участка может быть осуществлено только по решению суда, на обжалование которого дается срок в десять рабочих дней с момента вынесения такого решения.

Исключением из этого правила по принудительному прекращению права постоянного бессрочного пользования землей будут такие действия в адрес научных учреждений, а также специализированных организаций, входящих в структуру РАН.

В отношении них решение будет приниматься индивидуально по каждому выявленному случаю нарушения норм эксплуатации выделенного участка, причем решение будет выноситься на федеральном уровне с учетом анализа всех предоставленных доказательств.

При

покупке земли под ИЖС

необходимо учесть множество моментов.

Планируете взять ипотеку на покупку земельного участка? В нашей статье описаны программы от самых популярных и надежных банков.

При приобретении земли у СНТ стоит знать и помнить об опасных подводных камнях, которые могут встретиться. Читайте о них здесь. 

Каких последствий ждать после решения суда

В том случае, если прекращение права постоянного бессрочного пользования было осуществлено в принудительном порядке через обращение государственных органов в суд, на обжалование вынесенного решения у ответчика будет десятидневные с момента вынесения судебного акта.

Если в этот срок обжалование не было осуществлено, решение вступает в законную силу.

В этом случае для ответчика наступают достаточно серьезные правовые последствия:

  1. Во-первых, в том случае, если суд в своем решении определил обязанность ответчика восстановить первозданный вид участка, который он имел до начала использования не по назначению или до начала нарушений в отношении этого надела, ответчику придется все необходимые мероприятия производить исключительно за свой счёт.
  2. Вторым последствием будет, в случае назначения, выплата штрафа в бюджет в качестве наказания за совершенное нарушение (если урон экологии нанесен не был, то дело будет квалифицировано как административное правонарушение, и штраф будет рассматриваться как один из видов основного наказания; если экологический ущерб был нанесен, дело может быть переквалифицировано в уголовное, и тогда штраф может рассматриваться как основное и как дополнительное наказание).
  3. В качестве третьего последствия следует рассматривать изъятие участка из пользования ответчиком с одновременным исключением возможности дальнейшего извлечения прибыли из объектов, расположенных на этом участке (например, невозможность продажи ответчиком квартир в возведенном многоквартирном доме).

Однако, если принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования землей было осуществлено незаконно, и ответчик может это доказать, в соответствии со статьями 60 и 61 Земельного Кодекса вынесенное решение суда подлежит отмене наряду со снятием назначенных видов наказания, а изъятый участок должен быть возвращен в пользование.

Право постоянного бессрочного пользования землей, хоть и выглядите настоящее время пережитком советского прошлого, однако является одной из наиболее оптимальных форм использования как с экономической, так и с практической точки зрения.

Именно по этой причине прекращение такого права является одной из самых непростых процедур в сфере земельных правоотношений.

В том случае, если речь идет о добровольном отказе от этого уникального права, уполномоченному органу остаётся только принять такое решение на основе поданного заявления.

Что же касается принудительного прекращения, то здесь обращение в суд может нести очень серьезные правовые последствия как для истца (особенно в случае неправомерного обращения), так и для ответчика (если нарушения будут выявлены и доказаны).

 Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-66-30, Санкт-Петербург +7(812)309-36-67

1145

Основания прекращения права постоянного пользования земельным участком

Согласно ст. 45 Земельного кодекса РФ земельные участки могут находиться у граждан на постоянном бессрочном пользовании, а также на праве пожизненного наследуемого владения. Данное понятие в некоторых случаях подменяет термин «частная собственность«.

Прекратиться данные права могут в нескольких случаях:

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 16

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 99

  • Вся Россия:

    +7 800 350 14 83

  • Добровольно, путем предоставления официальной заявки в административный орган.
  • Принудительно, на основании положений земельного кодекса и федеральных актов.

В первом случае, пользователь земельного массива собирает пакет документов, составляет обязательное заявление стандартной формы и обращается в орган местного самоуправления. Права заявителя на участок прекращаются в день регистрации данного документа.

Принудительный порядок подразумевает законное изъятие площади у пользователя, но только если для этого имеются законные основания, подтвержденные официальными документами.

В случае нарушения порядка изъятия и предъявления претензий, гражданин имеет полное право оспорить данное решение в судебном порядке.

Таким образом, можно отметить, что прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком осуществляется лишь двумя способами, в строгом соответствии с законодательными нормами и с соблюдением интересов всех участников.

Принудительное прекращение права постоянного пользования земельным участком

Прекращение права бессрочного пользования на земельный участок может быть осуществлено в принудительном порядке без согласия пользователя. В земельном кодексе указаны следующие ситуации:

  • В случае ненадлежащей эксплуатации земельного надела, а именно иррационального, нецелевого (в соответствии с классификацией земель), а также приведшего к нарушению экологического баланса использования. В этот же пункт входят: порча территории, неисполнение обязательных агрономических процедур, отсутствие землепользования на участке более трех лет.
  • В результате изъятия земельной зоны для нужд муниципалитета и государства.
  • Другие случаи, предусмотренные законом.

Каждый из случаев должен быть подтвержден соответствующими документами.

Порядок прекращения права постоянного пользования земельным участком

Законодательством определены правила, согласно которым производится прекращение прав постоянного (бессрочного) пользования землей.

Порядок устанавливается следующий:

  1. Административные органы в процессе надзора или на основании жалоб соседей устанавливают факт нарушения норм закона в отношении конкретного участка земли.
  2. Владельцу территории направляется уведомление о необходимости приведения территории в порядок и устранения подтвержденных нарушений.
  3. Если распорядитель площади не производит никаких действий, то администрация направляет ему постановление о прекращении прав на территорию и устранение имеющихся нарушений в конкретные сроки.
  4. В том случае, когда и данное послание не возымело необходимого действия, представители администрации формируют дело о прекращении прав и направляют его в суд.
  5. Судебное решение выносится на основании имеющихся фактов, подтвержденных документальным путем.
  6. Изъятие осуществляется принудительно на основании судебного решения.

Вся процедура может занять порядка месяца, в зависимости от конкретной ситуации.

Список документов

Поскольку прекращение прав может быть добровольным и принудительным, для осуществления данной процедуры могут потребоваться следующие документы:

  • паспорт землепользователя и его личные данные;
  • техническая документация на участок: кадастровый план, описание границ, наличие коммуникаций;
  • справки и выписки об отсутствии задолженности по налогам и коммунальным платежам;
  • бумаги, подтверждающие права землепользователя на земельную площадь;
  • заключения экспертов о состоянии участка, его пригодности для эксплуатации, а также о рациональности использования в конкретный период.

Каждый документ должен быть оформлен соответственно требованиям закона, скопирован и заверен.

Последствия прекращения права постоянного пользования землей

В случае добровольного отказа от земли, пользователь лишается права эксплуатации участка по своему усмотрению, а также прекращаются обязательства, взятые им по содержанию территории, а именно – уплата налогов и коммунальных платежей, выполнение агрономических процедур, поддержание экологического баланса и другие, указанные в земельном законодательстве. Никаких обременений, связанных с участком у гражданина не возникает.

Если землевладение было изъято в принудительном порядке, то гражданин теряет все свои права на распоряжение земельным наделом, включая его эксплуатацию с целью извлечения выгоды, предоставления территории в качестве залога, возможности постройки на нем здания или сооружения.

Что касается обязательств, то в том случае, если земля была изъята у человека по причине приведения ее в негодное состояние, он обязан привести ее в начальный вид за собственный счет.

Восстановить свое право может любой землевладелец. Для этого потребуется обратиться в суд и подать исковое заявление на оспаривание решения о прекращении прав пользования землей.

Если гражданин сможет доказать неправомерность прекращения прав путем предоставления официальных документов: справок, экспертиз, выписок и этого будет достаточно для отмены начального решения, то его полномочия в распоряжении земельным наделом будут полностью восстановлены.

Пример по прекращению права постоянного пользования земельным участком

У гражданки Семеновой в постоянном использовании имелся земельный участок, который по общим характеристикам и правовому режиму эксплуатации являлся сельскохозяйственной территорией, предназначенной для посадки злаковых культур.
Не имея возможности и времени полноценно использовать территорию, Семенова обратилась к брату и поручила ему обрабатывать территорию. Сама она уехала в длительную командировку.

По возвращении женщина получила уведомление о том, что на участке, принадлежащем ей, не производятся необходимые агрономические работы, в результате чего площадь приходит в упадок. Также в уведомлении сообщалось, что если в ближайшее время Семенова не устранит проблему, то земельный участок будет у нее изъят.

Женщина обратилась к брату, и выяснилось, что тот вообще никаких работ на площади не делал, и это привело к упадку. В результате Семенова вынуждена была нанять специалистов, занимающихся земледелием, которые привели площадь в нормальное состояние.

Заключение

В завершение следует сделать несколько выводов:

  1. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования выполняется добровольно и принудительно.
  2. В случае добровольного отказа от площади, гражданин обращается в местный орган власти и подает заявку на прекращение своих полномочий.
  3. Если изъятие происходит в принудительном порядке, то для этого должны существовать законные основания, включая неправильную эксплуатацию, отсутствие проведения необходимых агрономических процедур, нарушение норм целевого использования.
  4. Порядок прекращения прав устанавливается в зависимости от ситуации и формы отказа. Для проведения процедуры требуются обязательные документы в виде копий и оригиналов.
  5. В результате прекращения полномочий землепользователя, гражданин теряет все свои права в отношении земельного участка, а обязательства прекращаются автоматически, за исключением случаев, когда от гражданина требуется восстановление земельной площади.
  6. Права на земельный массив могут быть восстановлены в судебном порядке при наличии соответствующих доказательств и заключений экспертов.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению права постоянного пользования земельным участком

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Юлия, и я имею в своем распоряжении земельный участок. Распоряжаться я ей могу по праву пожизненного наследуемого владения. Изначально площадь предполагалась под разбивку сада, но потом я решила построить на ней дачный домик. Согласовав данный вопрос с администрацией, и, получив необходимое разрешение, я заказала проект и начала застройку.
Неделю назад мне по почте пришло постановление о прекращении моего права на пользование землей в связи с тем, что я нарушила закон и использовала площадь нецелевым образом, хотя назначение земли именно ИЖС. В документе стояла ссылка на ст. 46 ЗК РФ.

Подскажите, законен ли данный акт и что мне следует делать в такой ситуации?

Ответ: Здравствуйте, Юлия. Прежде всего, сразу ответим на ваш вопрос – действие местного муниципалитета абсолютно не законно, потому, что вы не нарушили целевого назначения участка ИЖС построив на нем дом. Более того, поскольку вы официально согласовали свое строительство с этим же органом, то он был заранее извещен о намечающейся стройке и мог вынести решение о ее запрете намного раньше.

Что касается ст. 46 ЗК РФ, то она указывает лишь на то, что изъять территорию принудительно местный орган самоуправления может только при наличии законного основания – нецелевой эксплуатации, чего в вашем случае нет.

Чтобы решить проблемы, вам следует собрать все документы и обратиться в администрацию. Скорей всего в отношении вашего участка была допущена ошибка и в ближайшее время все разъяснится. Если этого не произойдет, то от Вас потребуется обращение в суд.

Список законов

  • Статья 45 ЗК РФ
  • Статья 46 ЗК РФ

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас

Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 16

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 99

  • Вся Россия:

    +7 800 350 14 83

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: