Возмещение убытков при изъятии земельных участков — в 2019 году

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд все больше затрагивает население. Это вызвано ростом городов и расширением городских территорий, строительством автодорог, прокладыванием ж/д магистралей, постройкой нефте- и газопроводов и прочими моментами. Часто случается так, что земля, на которой будет удобно муниципалитету возвести, например, автостоянку у торгового центра, уже принадлежит индивиду. Тогда-то и возникает потребность сделки власти с владельцем. При нахождении компромисса между ними последнему выплачивается компенсация за изъятие земельного участка для государственных нужд.

Однако для личных потребностей народонаселения государство выделяет особые категории земель:

  1. Активным оборотом пользуются земли сельхозназначения, а также отведенные под населенные пункты.
  2. Категория с/х назначения, в свою очередь, подразделяется на несколько зон. Для населения представляют интерес жилые и с/х зоны.
  3. Аграрные наделы, располагающиеся в жилой зоне, обладают следующими ВРИ (вид разрешенного использования) – ИЖС, личное подсобное хозяйство, дачная постройка.
  4. Целенаправленное применение с/х делянок для граждан состоит в персональном хозяйстве с прерогативой построек или неимением такого преимущества, дачной застройке, садоразведении, животноводстве, высадке огородных культур.

Кто производит контроль за использованием земельного участка

В стремлении сберечь естественные резервы, гармонию окружающего мира осуществляется надзор за предоставляемыми в достояние аграрными участками, в основном по критерию их направленной/нецелевой эксплуатации. Аграрная регуляция разделяется на три типа:

  • общегосударственный,
  • местный,
  • социальный.

Вышеперечисленные типы коррелируют друг с другом и в окончательном результате служат единому ориентиру. Первый производится по закону особо уполномоченными госорганами – Федеральной природоохранной спецслужбой, кадастровой и иными. Регламентируется приказом кадастра «О форме отчетности».

Местный надзор возлагается на соответствующие муниципалитеты и простирается на конкретную местность.

Общественный надзор принадлежит учреждениям регионального суверенитета, социальным организациям природоохранной направленности, в конце концов самим гражданам.

Что говорит закон об изъятии земель государством

На каких основаниях государство может изъять землю в 2019 году

Истребование земельного надела в пользу государства носит компенсационный характер и не может быть осуществлено без установленных в функционирующем законодательстве причин. Распорядок конфискации земли, основания, суммы выплат, оформление возмещения регламентирует основной НПА – ЗК РФ.

Базовые моменты экспроприации сопряжены с:

  1. Потребностью исполнения обязательств по международным договоренностям страны.
  2. Постройкой или восстановлением автомобильных трасс, железных дорог, жилищных коммуникаций, объектов энергетических систем и т.п.
  3. Формированием или увеличением отдельно оберегаемой природной территории (заповедники, парки).
  4. Использованием недр (нефтедобыча).
  5. Оцениванием многоквартирного здания ветхим, предназначенным для ликвидации.

Какова сумма компенсации за изъятие земельного участка для госнужд

Изъятие земли всегда сопровождается немаленькими финансовыми потерями для собственника. Поэтому предусмотрена компенсация за изымаемые земли. Величину компенсации за изъятие земельного участка определяет эксперт. Сумма соответствует коммерческой ценности надела. Помимо оплаты за саму площадь, бывший владелец вправе рассчитывать на денежное удовлетворение за:

  • дом и прочие хозяйственные строения, легально находящиеся на территории;
  • другие улучшения, которые не противоречат законодательству и располагаются на ней законно;
  • упущенную выгоду.

В размер оплаты не включаются расходы по:

  1. Всем постройкам и усовершенствованиям, проведенным вопреки целенаправленному применению земли или соглашению найма.
  2. Изменениям, совершенным после уже известного владельцу вердикта о конфискации.
  3. Сделкам, осуществленным после известного владельцу факта изъятия.

Оценка рыночной стоимости изымаемого земельного участка

Компенсация за изъятие земельного участка для муниципальных нужд возможна исключительно по исходу определения коммерческой ценности специально уполномоченным лицом.

Основной характеристикой надела считается ВРИ. Именно этот показатель влияет на экономическую привлекательность. Владелец, получив проект договора о конфискации и приобщенный к нему доклад по оцениванию, стоит внимательно изучить ВРИ, при котором велось оценивание.

Изначально определяется дата, на которую учитывается тип использования. Далее устанавливается сам вид допускаемой эксплуатации. Данную информацию предоставляет ГКН. До 2015 года сведения фиксировались и в ЕГРП. Однако указанная информация может противоречить реальности, тогда необходимо добиваться внесения трансформаций в кадастр. Подлинные сведения возможно обрести на основе данных генерального плана.

Объем выплаты определяется за 2 месяца до отправки проекта соглашения владельцу участка. Кодекс фиксирует действительность установленного размера компенсации вплоть до подписания соглашения. Однако в нем не содержится положения об оспаривании этой величины собственником. Такое оспаривание возможно в тяжебном порядке, и то при осуществлении судэкспертизы, поскольку суд критично относится к отчетам оценщиков.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для государственных нужд

Конфискация надела – небыстрая церемония, занимающая по времени не меньше полугода. Но в целом возможно выделить конкретные шаги:

  • подготовка базиса и условий для осуществления процедуры (разработка различной документации);
  • подача прошения заинтересованными организациями, учреждениями или самим муниципалитетом;
  • определение индивидов, которым принадлежат наделы по преференции владения (осуществляются запросы в межведомственные организации, обеспечивается распространение информации о намерениях в СМИ, объявлениях, при невозможности выявить владельца происходит обращение в храм правосудия, который присуждает землю государству);
  • вынесение уполномоченным учреждением вердикта об изъятии или отказе;
  • подготовка и фиксирование сделки;
  • завершение прерогативы бывшего владельца на участок и ее трансформация государству или муниципальной власти.

Можно ли оспорить изъятие земли в судебном порядке

Изменения 2014 года в правовых нормах привели к нереальности оспаривания владельцем принятого заключения о реквизиции участка на общегосударственные или муниципальные нужды. Единственно возможно оспорить величину выплаты, если она установлена несправедливо или занижает реальную стоимость. Правоприменительная практика ставит публичные образования и владельца в неравное положение.

То есть если государство решило забрать участок под собственные нужды, и они обоснованы должным образом, то собственник вправе только увеличить объем выплат при доказывании своей позиции.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос

  1. ЗК РФ от 25 октября 2001г. № 136-ФЗ.
  2. Приказ Росземкадастра от 24 июля 2003г. № П/194 «О форме отчетности».
  3. ФЗ от 31 декабря 2014г. № 499-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

2113

Основания для возмещения

Земельное законодательство предоставляет гражданам ряд гарантий, в виде денежной компенсации или иных способов возмещения ущерба, причиненного изъятием земель в пользу муниципалитета или государства.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 16

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 99

  • Вся Россия:

    +7 800 350 14 83

В статье 56.8 Земельного кодекса прописаны особенности расчета и предоставления компенсации в процессе изъятия. Согласно закону, возмещение полагается в следующих случаях:

  • если изымаются частные территории в пользу государства или муниципалитета;
  • в том случае, когда на территории расположены частные постройки;
  • если собственник территории понес убытки, связанные с представлением собственности в аренду.

Возмещение убытков, причиненных изъятием земельных участков оплачивается за счет средств того ведомства, в чье распоряжение должен поступить участок. Если это федеральный орган, то оплачивает ущерб госбюджет, а если территорией завладел муниципалитет, то оплата должна происходить за счет местного бюджета.

Определение размера возмещения

Определение суммы компенсации за принудительное отчуждение земель производится в соответствии с законом. Стоимость массива выясняется в процессе оценки. Специалисты, которые занимаются данным вопросом, руководствуются ФЗ «Об оценочной деятельности».

В общую сумму выплаты могут быть включены:

  1. Стоимость участка, определенная в процессе оценки по рыночным показателям.
  2. Цена строения, находящегося на участке или права на эту площадь.
  3. Ущерб, нанесенный собственнику, включая убытки, причиненные третьим лицам, подтвержденные соответствующими документами.
  4. Упущенная выгода.

Некоторые суммы не подлежат возврату. Законом определены такие виды расходов, связанных с выполнением:

  • строений, возведенных вразрез целевой эксплуатации, а также неотделимые от постройки улучшения, которые произведены в нарушение арендного соглашения;
  • улучшений, неотделимых от земельной зоны или постройки, которые были произведены после принятия акта об изъятии;
  • построек, возведенных уже после получения уведомительного письма владельца территории об изъятии, кроме случаев, когда на это имеется специальное разрешение;
  • сооружений, строительство которых было начато после оповещения об изъятии, несмотря на то, что разрешительный акт на это не требуется;
  • сделок, заключенных собственниками наделов, после получения уведомления об отчуждении.

В том случае, если изымается лишь часть участка, размер выплаты снижается на рыночную стоимость той части, которая остается в распоряжении владельца. Для выяснения реальной цены земли, и всех прав с ней связанных, производится официальная оценка территории на дату, предшествующую вынесению постановления об изъятии. Это необходимо, потому что после публикации данных об изъятии стоимость земли на рынке резко снижается. Размер компенсации должен быть определен не позже чем за 60 суток до направления собственнику земли постановления изъятии.

Порядок возмещения убытков в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Законодательством установлен определенный порядок возмещения ущерба, причиненного в связи с отчуждением наделов для государственных нужд или в распоряжение муниципалитета. Процедура предусматривает следующие этапы:

  1. После вынесения решения об изъятии, распорядитель территории получает соответствующее уведомление.
  2. Производится регистрация акта об изъятии, что фактически представляет собой обременение, наложенное на территорию.
  3. В том случае, если владелец удовлетворен предложенными условиями оплаты, между сторонами заключается соглашение, которое в дальнейшем служит основанием для регистрации прав собственности на участок в отношении муниципалитета или государства.
  4. Когда собственник имеет возражения относительно условий компенсации, он обращается в суд с исковым заявлением. Решение суда, вынесенное по данному обращению, и будет служить основанием для регистрации.

Когда отчуждаемая площадь принадлежит нескольким собственниками, возмещение убытков при изъятии земельных участков распределяется между всеми владельцами пропорционально долевым паям.

Пример по возмещению в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Участок был в распоряжении Михаила уже несколько лет. После принятия решения о застройке прилегающей зоны, мужчина получил уведомительное письмо об отчуждении надела в ближайшее время.

Решив оспорить содержание бумаги в будущем, Михаил начал строить на своей площади летний домик. Через некоторое время, мужчина получил официальный документ о том, что на его землю наложено обременение в виде изъятия территории в будущем.

Михаил обратился с исковым заявлением в суд, где попытался оспорить вынесенный акт, однако, судья вынес определение не в его пользу. Тогда мужчина попытался увеличить сумму компенсации за надел, включив в расчеты стоимость возведенной постройки, однако, и здесь получил отказ, так как домик был построен уже после получения уведомления об отчуждении надела.

В результате Михаил получил компенсацию в виде стоимости земельного участка, а возведенную постройку пришлось снести.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Возмещение выплачивается в том случае, если изымается частная собственность в виде земли или постройки, а гражданину или компании нанесен ущерб.
  2. Размер компенсации зависит от конкретной ситуации. В сумму могут входить: стоимость участка, упущенная выгода, убытки, связанные с отчуждением.
  3. Выплата средств осуществляется после того, как будет подписано соглашение между участниками отношений или по решению суда.
  4. Законом предусмотрен порядок выплаты ущерба в процессе отчуждения территории в пользу государства или муниципалитета.

Список законов

  • Статья 56.8 ЗК РФ
  • Закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по возмещению в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Полина. Несколько дней назад мне стало известно, что земельный массив, принадлежащий мне по праву собственности, будет изъят в ближайшее время для муниципальных нужд.

Я полностью оплачиваю все платежи и налоги, содержу землю, и сейчас она находится в аренде у моего знакомого. Подскажите, могут ли у меня изъять землю до конца срок аренды, а если да, то имею ли я право потребовать возмещение недополученной прибыли в связи с предоставлением территории в аренду.

Ответ: Добрый день, Полина. Сначала ответим вам на первый вопрос. Да, муниципалитет имеет право изъять ваш надел в принудительном порядке в любое время, если это необходимо для обустройства городской территории или по иным причинам, оговоренным в земельном законодательстве. В связи с изъятием, права третьего лица, то есть арендатора, будут прекращаться автоматически с момента отчуждения территории.

Что касается компенсации, то вы вправе на основании ст. 56.8 ЗК РФ включить в свои требования не только реальную цену надела, но и сумму упущенной выгоды. Для этого потребуется представить расчет, подтвержденный официальными данными, а при необходимости обратиться в суд.

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас

Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 16

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 99

  • Вся Россия:

    +7 800 350 14 83

Отобрать имущество у владельца с 2019 года можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Государство или муниципалитет может изъять земли

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения  об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной  защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

Закон об изъятии земель в 2019 году

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию. Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации. Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Новый порядок процедуры изъятия земель

Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2019 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.

Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

Добровольное и принудительное изъятие земель

Процедура предполагает преимущественно добровольный порядок. Изъятию предшествует уведомление собственника о намерении государства или муниципалитета получить в свое владение землю в обмен на компенсацию. Для этого всем собственникам предлагается заключить соглашение, которое предусматривает возмещение денег.

Расчет производится с учетом:

  • рыночной стоимости;
  • цены недвижимости размещенной на земле;
  • упущенной выгоды.

Если стороны не смогли договориться об условиях, применяется механизм принуждения. Условия и порядок перехода права будет определять суд.

Отдельным видом принудительного отъема земли является реквизиция. Она всегда носит принудительный характер и может быть временной или постоянной. Применение реквизиции обоснованно острой необходимостью или чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция имеет иную природу, чем изъятие и осуществляется в особом предусмотренном порядке.

Поиск правообладателей

Прежде чем принять окончательное решение о присвоении земли, органы власти должны отыскать собственников земель и заключить с ними соглашение. Только после этого будет возможно осуществить переход права собственности.

Для поиска владельцев земли заинтересованный орган власти:

  • размещает сведения на районных информационных стендах;
  • объявляет о предстоящем изъятии территории у себя на сайте;
  • направляет запросы в органы Росреестра.

Если сведения в электронных реестрах отсутствуют, поиск осуществляется на основании данных из архивов. Без уведомления владельца земли отнять ее в рамках изъятия нельзя. Органу власти необходимо иметь подтверждение об уведомлении собственников в установленном порядке. В случае если собственников не найдут, заинтересованный орган вправе потребовать перехода собственности через суд. Землевладелец, узнавший об изъятии земельного участка, после завершения процедуры может претендовать только на компенсацию. Если право на землю возникло до 1998 года, доказывание права собственности на землю может быть осложнено отсутствием сведений в базах Росреестра.

Окончательное решение об  изъятии земель

Как только правообладатели найдены и оповещены, заинтересованный в изъятии компетентный орган готовит документы для оформления окончательного решения в форме постановления.

Для вынесения постановления необходимы сведения:

  • о площади и местоположении изымаемых участков;
  • расположенных на земле недвижимых объектах;
  • сведения о документах, инициировавших процедуру.

Постановление об изъятии земель

В течение 2 месяцев компетентный орган готовит постановление об изъятии земельных участков.

Окончательный вариант документа должен содержать:

  • основания изъятия;
  • сведения о владельцах земельных участков;
  • площадь земли;
  • сведения о кадастровых номерах.

Копии постановления направляются заинтересованным органам и землевладельцам.

Компенсация

Выплата за землю формируется с учетом кадастровой стоимости. Если предложенная сумма собственника не устраивает, производится переоценка. В качестве компенсации владелец земли может запросить другой земельный участок, но соразмерный по стоимости.

Судебная практика

Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.

Чаще всего чиновниками нарушается:

  • процедура принятия решения;
  • порядок извещения владельца земли;
  • порядок проведения оценки.

Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.

Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:

  • на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
  • отмену акта органа власти;
  • возмещение убытков.

В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: